Глава 5. Гигиена физического воспитания детей и подростков

Физическое воспитание—организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы  для  обеспечения   определенного  уровня   физического развития, формирования и совершенствования двигательных качеств, умений и навыков с целью улучшения подготовки к разнообразной деятельности.

Физическое воспитание — неотъемлемая часть коммунистического воспитания. Одной из важнейших задач КПСС является обеспечение воспитания, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоничным развитием физических и духовных сил. В СССР создана система физического воспитания населения, программно-нормативной основой которой является Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО (готов к труду и обороне СССР). Комплекс состоит из шести ступеней, четыре из них предназначены для детей и подростков.

Средствами физического воспитания являются подвижные игры, физические упражнения, ходьба, бег, спортивные игры, физический труд, воздействие естественных факторов природы (солнечные лучи, воздух и вода). Перечисленные средства могут использоваться в различных формах. Основными, включенными в государственную программу физического воспитания детей в различных типах учебно-воспитательных учреждений, являются занятия и уроки физкультуры.

Физическое воспитание детей и подростков направлено на укрепление здоровья, совершенствование функциональных возможностей и обеспечение всестороннего физического развития организма, развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости, волевых и моральных качеств, воспитание дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества, рациональных гигиенических навыков, овладение знаниями по гигиене физических упражнений и самоконтролю. Вместе с тем основное значение физического воспитания — это достижение оздоровления детей и подростков.

Оздоровительная роль физического воспитания заключается в совершенствовании реакций терморегуляции, повышении неспецифической устойчивости организма к патогенным микроорганизмам и неблагоприятным факторам окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости, в первую очередь простудными заболеваниями. Физическое воспитание стимулирует процессы роста и развития организма, способствует нормализации нарушенной деятельности отдельных органов и систем, а также коррекции врожденных или приобретенных дефектов физического развития; повышению работоспособности путем своевременного формирования двигательного анализатора и специфического развития основных физических качеств; охране и укреплению психического здоровья путем повышения тонуса коры большого  мозга  и  создания  положительных эмоций.

Физическое воспитание оказывает благоприятное влияние на растущий организм только тогда, когда оно организовано в соответствии с гигиеническими принципами.

Гигиеническими принципами правильной организации физического воспитания детей и подростков являются: 1) наличие оптимального двигательного режима с учетом биологической потребности растущего организма в движениях и его функциональных возможностей; 2) дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности детей и подростков; 3) систематичность занятий, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных средств и форм физического воспитания, способствующих гармоничному развитию, охране и укреплению здоровья; 4) создание благоприятных условий окружающей среды во время занятий физкультурой и спортом.

  • Физическое воспитание в детских и подростковых учреждениях

    Дошкольные учреждения. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях — это первоначальное и очень важное звено всего последующего процесса воспитания подрастающего поколения.


  • Естественные факторы природы в системе физического воспитания

    Оздоровительное влияние физических упражнений на организм детей и подростков наилучшим образом достигается    при   сочетании    их   с   использованием естественных природных факторов (воздух, солнце и вода).


  • Медицинский контроль за физическим воспитанием

    В задачи медицинского персонала учебно-воспитательных учреждений входит проведение консультаций детей и их родителей по вопросам физической культуры и спорта, в частности по выбору спортивной секции, закаливанию, режиму занятий физкультурой и спортом Запрещать (или временно отстранять) участие детей и подростков в мероприятиях по физическому воспитанию медицинский персонал должен только в крайних случаях.