Плоскостопие

— деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов (рис. 1, 2). Различают поперечное и продольное П.; возможно сочетание обеих форм. При поперечном П. уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не на I и V, как это бывает в норме (рис. 3). При продольном П. уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы (рис. 4). П. может быть врожденным (встречается крайне редко) и приобретенным. Наиболее частые причины последнего — слабость мышечносвязочного аппарата стопы (напр., в результате рахита или чрезмерных нагрузок), ношение неправильно подобранной обуви, косолапость, травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки, а также параличи нижней конечности (чаще после полиомиелита — так наз. паралитич. П.). Иногда П. возникает как профзаболевание у лиц, работа к-рых связана с длительным пребыванием на ногах (парикмахеры, продавцы и др.). Наиболее ранние признаки П.— быстрая утомляемость ног, ноющие боли (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии) в стопе, мышцах голени и бедра, пояснице. К вечеру может появляться отек стопы, исчезающий за ночь. При выраженном П. стопа удлиняется и расширяется в средней части. Стра- ной систем, к-рая характерна для этого возраста, а также психич. и физич. перенапряжение. С возрастом все эти симптомы обычно проходят самостоятельно, однако в случае их появления следует обязательно обратиться к врачу для выяснения их истинной причины. Режим дня. В П. в. необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения, нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Ночной сон должен быть не менее 8—9 час, он необходим для восстановления работоспособности. Нельзя разрешать подросткам проводить много времени перед телевизором, очень много читать. Примерный режим для подростков представлен в таблице. Гигиена подростков. Подростки должны соблюдать правила личной гигиены. В период полового созревания в связи с вегетативноэндокринной перестройкой организма отмечается усиленное функционирование сальных желез, что ведет к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, к-рые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться (не реже одного раза в неделю), чаще принимать душ. Если у подростка имеется повышенная потливость, можно пользоваться различными присыпками и дезодорантами, устраняющими запах пота, чаще менять белье. Девушки должны подмываться теплой водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не рекомендуется принимать горячие ванны, нужно мыться под душем или обливать тело теплой водой с мылом над тазом. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоемах, нужно избегать длительного хождения, бега, прыжков (см. Личная гигиена). Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам. С пищей подросток должен получать все те вещества, к-рые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины, вода. Белок — основной «строительный материал», входящий в состав каждой живой клетки (см. Белки). При недостатке белка в питании у подростков отмечается слабость, вялость, падает вес (см. Вес человека), отстает рост (см. Рост человека), снижается сопротивляемость различным заболеваниям. Это отражается на его успеваемости и трудоспособности. Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и яиц. Лучшей усвояемости белков способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами. Жиры и углеводы — источник энергии, наше «топливо». Жиры улучшают вкус пищи и дают длительное насыщение. Однако избыток жира ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в к-ром содержится витамин А и D. Свиное сало, говяжий и особенно бараний жиры плохо усваиваются и содержат очень мало витаминов. В пищу школьников ежедневно необходимо вводить 10—15 г растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное). Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, напр., при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы (см. Эн- докринная система). Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост. Очень важно, чтобы дети в П. в. получали разнообразную пищу. Принимать пищу школьники должны 4 раза в день, примерно через 4-часовые промежутки. Молоко и молочные продукты особенно полезны для подростков, т. к. они содержат полноценный белок, жир, кальций и витамины. Ежедневно подросток должен выпивать не менее 400— 500 мл молока. См. также Питание. Закаливание. Принимать воздушные ванны следует в помещении при температуре воздуха не ниже 14—15°, сначала их продолжительность должна быть не более 3—5 мин., затем прибавляют по 1 мин. каждый день, доводя длительность процедур до 15— 20 мин. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком, начинают с 1 мин. и прибавляют через каждые 5—7 дней по 1 мин., доводя продолжительность ходьбы до 10—15 мин. В теплое время года для закаливания используются длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре не ниже 16°. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях — ежедневное обтирание и обливание. Температура воды сначала должна быть не ниже 34—35°, затем через каждые 6—7 дней температуру снижают на 1°, доводят ее до 22—24° и продолжают делать обтирания и обливания водой такой температуры в течение 2—3 мес. Если отсутствуют различные реакции в виде катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости, раздражительности, возбудимости, расстройства сна и т. д., можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры: с 22°, снижая через каждые 10 дней на 1°, доводят температуру воды до 10—12° (обычная температура водопроводной воды). В П. в. физич. воспитание проводится по утвержденным программам, соответствующим этому возрасту. Родители должны быть активными помощниками и организаторами полноценного физич. воспитания детей. Подростки каждое утро должны делать зарядку. Это постепенно входит в привычку. Психогигиена подросткового возраста.. П. в.— один из ответственных этапов психич. развития человека, становления его личности. Именно в этом возрастном периоде интенсивно формируется самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психич. сфере подростка нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных переживаний и известной черствости и холодности к другим, сочетание застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. В этом возрасте повышается интеpec к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мыслительной деятельности подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается сексуальное влечение, что нередко приводит к сложным конфликтным переживаниям. В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, что связано с неравномерностью психич. и физич. созревания. Черты «детскости» сочетаются у них с чертами «взрослости», в результате чего поведение подростков часто выглядит непоследовательным, возможны различные формы его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т. п.) без учета его склонностей и способностей часто возникают реакции протеста, к-рые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление подростка избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (напр., при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка). Другой типичной формой реакции подростка является стремление освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит утрированное стремление подростка к самоутверждению, к достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать посвоему, старается как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Одним из вариантов самоутверждения является подражание определенному лицу, литературному образу, киногерою (так наз. реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что резко усугубляет тяжесть нарушений поведения подростка. Часто нарушения поведения у подростков могут быть связаны также с так наз. реакциями компенсации. В этих случаях подростки на глазах у окружающих стремятся к совершению какихлибо отчаянных или безрассудно смелых поступков, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д. Огромную роль в формировании стиля поведения подростка играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания подросток. Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акцелерации. При этом роль феномена акцелерации заключается не только в ускорении темпов физич. развития и полового созревания, но и в диспропорции между физич. и социальным развитием подростка. В результате подростки, зрелые в физич. и половом отношении, в течение некрого периода времени нередко обнаруживают черты психич. инфантильности, «детскости» (повышенную внушаемость, подчиняемость постороннему влиянию и т. д.). Указанная диспропорция нередко способствует возникновению тех или иных нарушений поведения у подростка, а отсутствие необходимых условий воспитания и обучения может стать причиной неправильного формирования его личности. Большое значение в П. в. имеет правильное половое воспитание. Необходимо своевременно и тактично разъяснить подростку характер тех физиологич. изменений организма, к-рые сопутствуют наступлению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков). У неподготовленных подростков наступление этих естественных физиологич. явлений может вызвать невротич. реакции. Ошибочно стремление взрослых мак' симально ограждать подростка от любых сведений, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неизбежно получают соответствующую информацию от старших ребят, приобретших уже известный опыт, что нередко приводит к превратному, циничному представлению о половой жизни. П. в. является особо ответственным периодом в отношении предупреждения психич. заболеваний. Необходимо помнить, что трудности поведения подростков нередко ошибочно расцениваются окружающими как дефекты воспитания, результат влияния неблагоприятной окружающей среды и т. д., в связи с чем к ним длительное время применяются меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться под наблюдением психоневролога и получать соответствующее лечение. Особого внимания требуют подростки, у к-рых имеются остаточные явления после перенесенных инф. болезней, ревматизма, черепномозговых травм. См. также Школьный возраст.

Другие статьи раздела

Пакет перевязочный индивидуальный Палисадные клетки Пальцеходящие Память Панариций Пандемия Панкреатит Паразитарные болезни Паразитизм (гр. параситос — тот, кто ест за чужим столом) Паразитоносительство Паразиты Параличи, парезы Параметрит Параподии (гр. пара — возле, подле, гр. по-дион — ножка) Парапроктит Парасимпатическая нервная система Парасимпатическая нервная система Паратифы Парафимоз Парафинолечение Паращитовидные железы (гр. пара — возле, подле; тиреоидес—щитовидный) Паренхима Паркинсонизм Пародонтоз Паротит Партеногенез (гр. партенос — дева, геннан — порождать) Парша Патология Патронаж Пенетрантность (лат. penetrare—проникать) Пепсин (гр. пепсис — пищеварение) Первичная кишка Перевязочный материал Перекрест Период грудного возраста Периодонтит Перистальтика (гр. пери — вокруг, сталъсис — сокращение) Перитонит Периферическая нервная система Периферическое сопротивление Перицикл (гр. пери — вокруг, киклос — круг) Перхоть Пестик Пестициды Печень Пиелит Пиелонефрит Пинг Пиноцитоз (гр. пинейн — пить, китос — клет­ка) Пиодермии Пиорея Пиреноиды (гр. пирен — косточка плода, эй-дос—форма) Пиретрум Пиримндмны Писчий спазм Пищеварительная система Пищевод Пищевой рацион Пищевые ароматизаторы Пищевые добавки Пищевые концентраты Пищевые красители Пищевые полуфабрикаты Пищевые токсико инфекции Пиявки медицинские Плазма крови Плазматическая мембрана Плазмодий Плазмолиз Планктон (гр. планктос — блуждающий) Пластиды (гр* пластос — оформленный, иди-он — уменьшительный суффикс) Пластические операции Пластыри Плацента Плацента (лат. placenta — лепешка) Плеврит Плексит Плешивость Плод Плод Плоидность (гр. плоос — кратный) Пломбирование зубов Пломбирование зубов Плоскостопие Плоскостопие Пневмокониозы Пневмония Повязки Подагра Подвесок Подводный спорт Поджелудочная железа Подины (гр. полипус — болезненный нарост) Подростковый возраст Позвоночник Пойкилотермные животные (гр. пойкилос — изменчивый, терме — тепло) Пол Ползунки Полиартрит Полигены (гр. поли — много) Поликлиника Полиморфизм (гр. поли — много, морфе — форма) Полиневрит Полиомиелит Полиплоиды (тр. поли — много, плоос — крат-вый) Поллиноз Поллюции Половая гигиена Половая жизнь Половое бессилие Половое влечение Половое воздержание Половое воспитание Половое сношение Половое созревание Половой акт Половой хроматин Половые органы Полярное тельце Понос Поперечная плоскость Популяция Порог Пороки развития Пороки сердца Поседение Послед Послербдовые заболевания Послеродовой период Потливость Потница Потовые железы Потоотделение Почесуха Почечнокаменная болезнь Почки Почкование Прбполис Предельно допустимые концентрации Предраковые заболевания Предсердие Предстательная железа Предупреждающая окраска Предупреждение беременности Предшественник Преобразователи Прививки предохранительные Придаточные корни Придаточные пазухи носа Прикорм Прикус Природная очаговость Прогестерон Проглоттида (лат. pro — впереди, glottis — язык) Проказа Проктит Пролежень Промывание желудка Проницаемость Прорезывание зубов Простатит Простетическая группа Прострел Протезы Протезы глаз Протеины (гр. протос — первый) Противовоспалительные средства Противозачаточные средства Протисты (гр. протиста — самый первый) Протокооперация (гр. протос — первый, лат. cooperatio — сотрудничество) Протон (гр. протос — первый) Протонема (гр. протос — первый, нема — нить) Профаза (лат. pro — перед, гр. фасис — фаза) Пряности Пряности Псевдоподии (гр. псеудес — ложный, п ус — нога) Психиатрия Психиатрия Психика Психика Психические болезни Психические расстройства Психическое развитие ребёнка Психогигиена Психозы Психопрофилактйческая подготовка беременных к родам Псориаз Пульпит Пульс Пупок Пурины Пыль Пыльник Пыльца