Половое воспитание

— система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Задача П. в.— способствовать гармонич. развитию подрастающего поколения, полноценному формированию детородной функции, повышению сексологич. знаний, содействовать укреплению брака и семьи. Многие считают, что П. в. надо заниматься тогда, когда дети вступают в период полового созревания. Однако это представление неправильно, так как ряд вопросов, касающихся П. в., приходится решать уже в раннем детстве. От П. в. следует отличать половое просвещение, к-рое заключается в подробном ознакомлении подростков с анатомо-физиологич., сексологич., гигиенич. и другими сведениями по вопросам пола и половой жизни. К половому просвещению подростков следует приступать, начиная примерно с 8-го класса. К П. в. применимы общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью комплекса учебновоспитательных мероприятий, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе и т. д. Совершенно необходимы строгая дифференцировка П. в. в зависимости от пола, возраста, степени подготовленности детей, а также его преемственный характер. Обязательным условием эффективности П. в. является единый подход со стороны родителей, медработников, педагогов, воспитателей. Проблемы П. в. должны быть тесно связаны с общей системой нравственного воспитания. Однако нередки случаи, когда считают, что обсуждать вопросы пола неприлично, стараются обойти молчанием вполне естественные вопросы, к-рые занимают молодежь. Неподготовленность и неосведомленность подростков в вопросах пола нередко являются причиной тяжелых жизненных драм. Еще В. Г. Белинский отмечал, что нравственная чистота вовсе не заключается в неведении, но подразумевает сохранение добродетели при достаточной осведомленности. Совершенно неприемлемой следует считать и противоположную тенденцию, распространенную во многих странах Запада, когда сексуальная тематика становится гипертрофированной, преобладает в литературных произведениях, в кино и на телевидении, когда пропагандируется «свободная любовь», отрицающая фактически всякую мораль. В буржуазной педагогике влечение полов рассматривается преимущественно с позиций биологии, и проблема П. в. сводится гл. обр. к «обузданию» полового инстинкта с якобы обязательно присущими ему тенденциями к половым извращениям, борьба с к-рыми и составляет специфич. сторону всей проблемы. П. в. необходимо уделять большое внимание, ни в коем случае не устра- няясь от него и не ограничиваясь только вопросами физич. и умственного развития детей. Родители, педагоги и медработники, при всей сложности и деликатности проблемы П. в., должны своевременно и правильно ответить на вопросы, волнующие подрастающее поколение. А. С. Макаренко в лекции о П. в. писал: «...Мы должны так воспитывать наших детей, чтобы они относились к любви как к серьезному и глубокому чувству, чтобы свое наслаждение, свою любовь и свое счастье они реализовали в семье». Неосведомленные в вопросах пола подростки часто пугаются физиологич. изменений, к-рые происходят в их организме, стыдятся их. Не найдя ответа у родителей и педагогов, они нередко прибегают к случайным, подчас грязным источникам, как правило, получая по интересующим их вопросам извращенное представление. Специальные обследования показывают, что многие мальчики и девочки получают сведения о половой жизни из случайных источников. В связи с этим совершенно очевидно то особое значение, к-рое должно иметь П. в. в общей системе воспитания подрастающего поколения. В процессе П. в. можно условно выделить несколько этапов. Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенич. навыки и правила поведения. Важное значение имеет закаливание организма ребенка, т. к. правильное половое развитие тесно связано с общим физическим развитием. Уход за детьми и соблюдение гигиенических требований должны быть направлены, в частности, на устранение раздражающих воздействий на так наз. эрогенные зоны (см. Половая жизнь). В связи с этим следует избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания. Для гармонич. нравственного развития ребенка необходимо обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью. Родители должны поддерживать в детях появляющееся обычно в этом возрасте желание помочь в домашней работе, требовать от мальчиков, чтобы они помогали девочкам выполнять задания, связанные с физич. нагрузкой, и т. п. Для дальнейшего правильного развития ребенка важно сформировать у него такие черты, как чувство ответственности, долга, любовь и уважение к людям. Большую роль в П. в. играет нормальная загруженность детей работой, определенными обязанностями дома и в школе. К. Д. Ушинский указывал на то, что стремление некрых родителей оградить своего ребенка от труда и любой ответственности, создать максимум благ и минимум трудностей приводит к моральному притуплению, скуке, погоне за низменными наслаждениями. К. Д. Ушинский писал, что без труда, «без этой узды сердце, предоставленное необузданности своих стремлений, сбивается с дороги и, если оно порывисто и возвышенно, быстро достигает бездонной пропасти ничем не утолимой скуки и мрачной апатии; если же оно мелко, то будет погружаться день за днем, тихо и незаметно в тину мелких недостойных человека клопох и животных инстинктов». В возрасте 2—3 лет у детей постепенно формируется сознание принадлежности к определенному полу. И как следствие естественного процесса познавания окружающего мира, появляется интерес к вопросам пола, хотя этот интерес еще и не носит сексуального характера. Подобная заинтересованность выражается в многочисленных вопросах, к-рые дети неизбежно задают родителям и к-рые тем не менее нередко все еще приводят родителей в смущение, ставят их в затруднительное положение. На вопросы детей дошкольного возраста, интересующихся «тайной» появления детей на свет, в т. ч. и самого себя (вопросы типа «откуда я взялся?»), следует отвечать в простой, доступной для детей форме, не прибегая к детализации или к вымыслу и сказкам об «аистах», «капусте» и т. п. Излишняя детализация и разъяснение процесса рождения детей могут пробудить в детях интерес к тем сексуальным подробностям, о к-рых они даже не подозревали и не могли спрашивать. Дети младшего возраста довольствуются ответами матери: «Я родила тебя в роддоме» или «Ты вырос у меня в животике». Отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребенка к затронутой теме, заставляет искать ответа у более «осведомленных» старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, к к-рым иногда прибегают родители, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и как следствие этого возникают недоверие детей к родителям и дальнейшее активное стремление «просветиться» относительно таинственной и тщательно скрываемой от них стороны жизни. Для объяснения факта рождения детей ребенку дошкольного возраста можно привести сравнение из жизни животных. Если дети случайно становятся свидетелями рождения, напр. котят, надо обратить их внимание на ярко выраженные материнские инстинкты кошки, позволить им ухаживать за котятами. Важно добиться у ребенка уважения ко всему, что связано с рождением, в первую очередь почтительного отношения к матери. Все эти, казалось бы, несложные объяснения и воспитательные мероприятия исключительно важно проводить в соответствующем возрасте, т. к. упущенное время и несвоевременные объяснения могут способствовать появлению у детей недоверия и критич. отношения к родителям. В младшем школьном возрасте педагогич. задачей родителей является учет физиологич. и психологич. особенностей детей этого возраста. Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиками и девочками в этом периоде важно формировать такие нравственные качества, как стыдливость, сдержанность, готовность всегда оказать помощь и т. п. Установлению здоровых отношений между мальчиками и девочками способствуют организованные взрослыми совместные посещения музеев, театров, походы и другие мероприятия, вследствие к-рых формируются общие взгляды и интересы. Нередко у детей младшего школьного возраста (так же как и у детей дошкольного возраста) может возникать чувство симпатии, доходящее до «влюбленности» и обычно направленное на стар- шего, как правило, красивого и сильного человека. При этом дети стремятся быть ближе, ласкаться к этому человеку, ухаживать за ним. В таких случаях не следует фиксировать внимание ребенка на подобной влюбленности. Надо постараться переключать его на новые интересы, книги, игры и т. п. Обычно такая влюбленность со временем проходит сама собой. П. в. в период полового созревания должно учитывать, в первую очередь, те изменения в организме и личности подростка, к-рые происходят в этот период. Девочки вступают в подростковый период в 12—14 лет, а мальчики— в 13—15 лет. Этот возраст характеризуется интенсивным обогащением внутреннего мира подростков, усилением функции эндокринных желез, особенно половых, способствует постепенному пробуждению полового влечения. Подростковый период характеризуется также появлением у детей черт взрослости: стремлением к самостоятельности, самоутверждением, желанием добиться того, чтобы взрослые считались с ними. В личности подростка особенно выражена дисгармония между процессом полового созревания, проявлением полового влечения и уровнем зрелости. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы правильное представление о половом развитии и гигиенических навыках (см. Личная гигиена) подросток получил от родителей, а не от случайных товарищей. Прежде всего в период полового созревания девочку следует подготовить к тому, что у нее появятся менструации (см. Менструальный цикл), а мальчика — к появлению поллюций. Матери должны научить девочек правилам специального туалета при менструации, ведению менструального дневника, рассказать о физиологии этого явления, об одежде, питании и режиме в этот период. Мальчики должны знать, что поллюции — это закономерное, естественное явление, при к-ром необходимо соблюдение правил элементарной гигиены. Очень важно для правильного П. в. в период полового созревания оберегать подростков от преждевременного пробуждения чувственности, в чем решающую роль играют условия жизни подростков в семье, в школе, на улице. Нездоровая атмосфера в семье (пьянство, брань, безнравственное поведение взрослых) формирует распущенность, цинизм. Возбуждающе действуют на детей эротические сцены в кино и в жизни, а также неконтролируемое чтение соответствующей литературы. Вредное влияние оказывает также предоставление взрослыми детям возможности подолгу нежиться в постели, обильная жирная и пряная пища, сладости. Совершенно недопустим алкоголь, к-рый оказывает крайне пагубное влияние на формирующийся организм подростка. Необходимо настойчивое разъяснение недопустимости нередкого в период полового созревания явления — онанизма. При этом, однако, следует избегать запугивания подростков его «страшными последствиями». Необходимость предупреждения раннего появления полового чувства вовсе не предполагает подавления полового чувства вообще. Основная цель П» в, подростков — научить их созна- тельно управлять половым чувством, воспитать в них моральную устойчивость ко всякого рода развращающим влияниям. Необходимо правильно организовать период жизни подростков до наступления половой зрелости, чтобы подготовить их к тому моменту, когда возникнут реальные возможности удовлетворения полового влечения. Поэтому П. в. подростков старшего школьного возраста и юношей и девушек, окончивших школу, должно заключаться в освещении вопросов взаимоотношений полов с их нравственным, социальным и гигиенич. аспектами, изложении основ гигиены и физиологии половой жизни, моральноэтических проблем и гигиены брака. В этот период у девушек возникает желание нравиться окружающим и в первую очередь представителям мужского пола, стремление к сопереживанию, любви и ласке. Большое внимание они уделяют своей внешности. Усиливается интерес к «тайнам» любви. Юноши присматриваются к девушкам, стараются выглядеть взрослее, в связи с чем нередк© перенимают привычки взрослых, в т. ч. и вредные (курение, употребление алкоголя). Прежние привязанности мальчиков к друзьям и девочек к подругам отступают обычно на второй план. Возникающие неясные желания молодые люди не всегда могут подавить, чувствуют себя неловко в обществе сверстников противоположного пола. Поэтому важно тактично помочь им в этой сложной для них ситуации. При правильной организации режима в этот период, если жизнь молодых людей заполнена увлекательными делами, пронизана доброжелательным отношением друг к другу, чрезмерного интереса к вопросам пола не возникает. В связи с этим исключительное значение приобретает воспитание в каждом молодом человеке творческих наклонностей, разносторонних интересов. Следует активно пропагандировать занятия физкультурой и спортом, к-рые поглощают избыточную энергию подростка, способствуют гармонич. развитию его организма, повышению сопротивляемости болезням, воспитанию ценных волевых качеств. Юношеский возраст характеризуется расширением круга интересов, приближающихся к интересам взрослого. Юноши и девушки достаточно рассудительны и самостоятельны в своих суждениях и поступках, более критичны к себе и другим. Родители и педагоги должны уважать молодых людей, считаться с их мнением, тактично руководить ими в повседневной жизни, помогать избавиться как от излишнего самомнения, так и от нерешительности. Между юношей и девушкой могут установиться глубокие дружеские отношения, носящие романтич. оттенок. Именно поэтому взрослые должны правильно относиться к этому явлению, проявляя при этом деликатность и такт. Подобная дружба, однако, нередко пугает родителей и педагогов, к-рые становятся на путь «борьбы с любовьк», устанавливают всевозможные запреты, создают так наз. общественное мнение. Такое отношение взрослых чаще всего приводит к конфликтам с молодыми людьми. Вместе с тем, оберегая дружбу мальчиков и девочек, взрослые не должны занимать позицию полного невмешательства, т. к. такой дружбе надо помогать, направлять ее, беречь от пошлости и грязи. Очень важно для П. в. мальчиков сохранить у них чувство сыновней нежности, т. к. оно становится одним из основных источников формирования у них уважения к женщине. А. С. Макаренко отмечал, что «если, вырастая, ребенок не научился любить родителей, братьев, сестер..., очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранную женщину». Родители должны также воспитывать у сыновей мужскую сдержанность, глубокое уважение и чуткость к избранной девушке. В П. в. девушки необходимо большое внимание уделять разъяснению понятий «девичья честь», «доброе имя девушки», воспитанию чувства женского достоинства. Если к периоду юношества у мальчиков и девочек сформировались такие качества, как честность, скромность, уважение к человеку, гордость, то у взрослых не будет оснований опасаться за чистоту их отношений. Настоящая любовь возникает в годы физич. и духовной зрелости человека. И если она основана на взаимном чувстве, общности взглядов и интересов, то она обогащает жизнь и служит основой формирования прочной семьи. Поэтому П. в., проводимое родителями в семье, медработниками и педагогами в учебных заведениях, производственных коллективах и других учреждениях, призвано подготовить подрастающее поколение к счастливой супружеской жизни.

Другие статьи раздела

Пакет перевязочный индивидуальный Палисадные клетки Пальцеходящие Память Панариций Пандемия Панкреатит Паразитарные болезни Паразитизм (гр. параситос — тот, кто ест за чужим столом) Паразитоносительство Паразиты Параличи, парезы Параметрит Параподии (гр. пара — возле, подле, гр. по-дион — ножка) Парапроктит Парасимпатическая нервная система Парасимпатическая нервная система Паратифы Парафимоз Парафинолечение Паращитовидные железы (гр. пара — возле, подле; тиреоидес—щитовидный) Паренхима Паркинсонизм Пародонтоз Паротит Партеногенез (гр. партенос — дева, геннан — порождать) Парша Патология Патронаж Пенетрантность (лат. penetrare—проникать) Пепсин (гр. пепсис — пищеварение) Первичная кишка Перевязочный материал Перекрест Период грудного возраста Периодонтит Перистальтика (гр. пери — вокруг, сталъсис — сокращение) Перитонит Периферическая нервная система Периферическое сопротивление Перицикл (гр. пери — вокруг, киклос — круг) Перхоть Пестик Пестициды Печень Пиелит Пиелонефрит Пинг Пиноцитоз (гр. пинейн — пить, китос — клет­ка) Пиодермии Пиорея Пиреноиды (гр. пирен — косточка плода, эй-дос—форма) Пиретрум Пиримндмны Писчий спазм Пищеварительная система Пищевод Пищевой рацион Пищевые ароматизаторы Пищевые добавки Пищевые концентраты Пищевые красители Пищевые полуфабрикаты Пищевые токсико инфекции Пиявки медицинские Плазма крови Плазматическая мембрана Плазмодий Плазмолиз Планктон (гр. планктос — блуждающий) Пластиды (гр* пластос — оформленный, иди-он — уменьшительный суффикс) Пластические операции Пластыри Плацента Плацента (лат. placenta — лепешка) Плеврит Плексит Плешивость Плод Плод Плоидность (гр. плоос — кратный) Пломбирование зубов Пломбирование зубов Плоскостопие Плоскостопие Пневмокониозы Пневмония Повязки Подагра Подвесок Подводный спорт Поджелудочная железа Подины (гр. полипус — болезненный нарост) Подростковый возраст Позвоночник Пойкилотермные животные (гр. пойкилос — изменчивый, терме — тепло) Пол Ползунки Полиартрит Полигены (гр. поли — много) Поликлиника Полиморфизм (гр. поли — много, морфе — форма) Полиневрит Полиомиелит Полиплоиды (тр. поли — много, плоос — крат-вый) Поллиноз Поллюции Половая гигиена Половая жизнь Половое бессилие Половое влечение Половое воздержание Половое воспитание Половое сношение Половое созревание Половой акт Половой хроматин Половые органы Полярное тельце Понос Поперечная плоскость Популяция Порог Пороки развития Пороки сердца Поседение Послед Послербдовые заболевания Послеродовой период Потливость Потница Потовые железы Потоотделение Почесуха Почечнокаменная болезнь Почки Почкование Прбполис Предельно допустимые концентрации Предраковые заболевания Предсердие Предстательная железа Предупреждающая окраска Предупреждение беременности Предшественник Преобразователи Прививки предохранительные Придаточные корни Придаточные пазухи носа Прикорм Прикус Природная очаговость Прогестерон Проглоттида (лат. pro — впереди, glottis — язык) Проказа Проктит Пролежень Промывание желудка Проницаемость Прорезывание зубов Простатит Простетическая группа Прострел Протезы Протезы глаз Протеины (гр. протос — первый) Противовоспалительные средства Противозачаточные средства Протисты (гр. протиста — самый первый) Протокооперация (гр. протос — первый, лат. cooperatio — сотрудничество) Протон (гр. протос — первый) Протонема (гр. протос — первый, нема — нить) Профаза (лат. pro — перед, гр. фасис — фаза) Пряности Пряности Псевдоподии (гр. псеудес — ложный, п ус — нога) Психиатрия Психиатрия Психика Психика Психические болезни Психические расстройства Психическое развитие ребёнка Психогигиена Психозы Психопрофилактйческая подготовка беременных к родам Псориаз Пульпит Пульс Пупок Пурины Пыль Пыльник Пыльца