Глава 3

ЗАПОР В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

Запор – одна из самых распространенных жалоб в пожилом возрасте. Около 30 % лиц старше 60 лет сами сообщают о запорах и почти 40 % жалуются, когда их об этом спрашивают. Женщины чаще страдают запорами, чем мужчины. Половина людей старше 65 лет используют слабительные средства.

Термин «запор» врачи, а тем более больные, понимают по-разному. Одни считают запором затруднение дефекации или ощущение неполного опорожнения, или слишком плотную консистенцию кала при регулярном ежедневном стуле; другие – нерегулярный стул независимо от его консистенции или небольшое количество фекалий при регулярной дефекации.

Согласно современным представлениям, запор можно определить как нарушение пассажа по толстой кишке, характеризующееся частотой стула менее 3 раз в неделю и сопровождающееся хотя бы одним из следующих признаков: чувством неполного опорожнения, небольшим количеством и плотной консистенцией кала и натуживанием не менее четверти времени дефекации.

Хронический запор у пожилых людей является симптомом различных патологических состояний, таких как синдром раздраженной толстой кишки, дивертикулез, склеродермия, ожирение, сахарный диабет, гипотиреоз, гиперпаратиреоз, эмфизема, асцит, инсульт, гипокалиемия, болезнь Паркинсона, депрессия, геморрой, анальные трещины, выпадение прямой кишки и др.

В патогенезе хронического запора определенную роль играют возрастные физиологические изменения. Морфологическая структура органов, двигательная активность, секреция, иммунная система и кишечная микрофлора с возрастом изменяются, ослабевает рефлекс акта дефекации. Все это приводит к снижению чувствительности в прямой кишке и ее мышечной слабости. В аноректальной зоне возникают нейропатические изменения. Старые люди часто не чувствуют наполнение прямой кишки и не ощущают позывов к дефекации. Им необходим больший объем наполнения прямой кишки для достижения расслабления внутреннего анального сфинктера. У пожилых пациентов снижается двигательная активность толстой кишки и увеличивается время транзита по ней. Имеют значение и возрастные изменения пищеварительного тракта: снижение жевательной функции и функции сфинктеров, уменьшение секреции слюнных желез, желудка и поджелудочной железы, снижение функции Т-лимфоцитов и уменьшение количества полезной микрофлоры кишечника.

С возрастом растет число используемых лекарств, поэтому вероятность их побочных эффектов (в том числе и запоров) также увеличивается.

Лекарственные препараты, вызывающие запор: холинолитики; опиаты; антидепрессанты; нейролептики; блокаторы кальциевых каналов; мочегонные; слабительные; алюминий– и кальцийсодержащие препараты; ионы железа; антибиотики, сульфаниламиды. Клиническая картина при хронических запорах чрезвычайно разнообразна. Пожилые люди чувствуют подавленность, беспокойство, метеоризм, кишечную колику, головокружение, депрессию, бессонницу. Общими симптомами являются абдоминальные боли, различные по своей интенсивности и локализации, которые чаще всего наблюдаются в дневное время. Хронический запор у пожилых может осложняться копростазом и, как следствие, кишечной непроходимостью.

Принципы лечения запора у пожилых людей:

– лечение основного заболевания;

– устранение негативных лекарственных влияний;

– изменение образа жизни;

– увеличение умственной и физической активности;

– дозированная гимнастика;

– массаж живота;

– физиотерапевтические процедуры (электростимулирующая терапия, при отсутствии противопоказаний);

– правильный рацион питания с включением пищевых волокон и полноценный водный баланс;

– слабительные;

– прокинетики (в отдельных группах больных);

– спазмолитики (в отдельных группах больных);

– препараты, имеющие сродство к серотониновым рецепторам.

Для успешного действия пищевых волокон необходим суточный объем жидкости не менее 1,5 л, в противном случае они выполняют функцию сорбентов, т. е. поглощают жидкость из кишечника, и усиливают запор. Однако пожилые больные часто не могут соблюдать водный баланс из-за сердечной недостаточности, трудности передвижения по квартире, постельного режима, забывчивости и др. Поэтому пищевые волокна нужно рекомендовать пожилым людям с большой осторожностью и контролировать их применение. Все это диктует необходимость более широкого использования у пожилых больных слабительных средств. У некоторых групп пожилых пациентов недопустимо повышение внутрибрюшного давления при натуживании (инфаркт миокарда, тяжелая артериальная гипертония, аневризмы, венозные тромбозы, ретинопатия, грыжи, ректальные трещины, геморрой или ректальный пролапс и др.); им, безусловно, показаны слабительные. Слабительные назначают также при лекарственных запорах, когда препараты, вызывающие запор, не могут быть отменены (опиаты при хронической боли, антидепрессанты, антипаркинсонические средства). Короткие курсы слабительных рекомендуются в пре– и постоперационном периоде и при подготовке к исследованиям кишечника. Остальным категориям больных слабительные показаны лишь при неэффективности немедикаментозных методов, и при этом выбор слабительного препарата должен быть тщательно обоснован. В то же время около 30 % больных старше 60 лет постоянно принимают слабительные самостоятельно или по рекомендации врача, причем в большинстве случаев эти препараты стимулирующего действия, вызывающие привыкание и развитие «инертной» кишки.

Имеющиеся в настоящее время слабительные средства могут быть сгруппированы согласно различным механизмам их действия:

– объемные средства (отруби, семена льна и т. д.);

– осмотические средства (солевые слабительные, сорбитол, лактулоза);

– ди– и олигосахариды (пребиотики);

– антиабсорбенты, стимулирующие секрецию (антрахиноны и др.);

– другие вещества и методы (пробиотики, лаваж и др.).

Приведем характеристику слабительных средств по механизму действия.

Препараты, обладающие осмотическими свойствами:

– олигосахара (лактулоза (дюфалак), нормазе, портолак, лактитол);

– спирты (сорбитол, маннитол, глицерин);

– солевые слабительные (магния сульфат, глауберова соль и др.).

Осмотические слабительные, несмотря на общий механизм, отличаются друг от друга зоной действий. Так, спирты с относительно короткой цепью из 3 – 6 углеродных атомов (сорбитол, маннитол, глицерин) и солевые слабительные действуют на уровне тонкой кишки и способствуют выделению в ее просвет большого количества жидкости, что сопровождается разжижением кала, часто до степени диареи.

Олигосахара, прежде всего лактулоза (дюфалак), не всасываются в тонкой кишке, так как там отсутствуют расщепляющие их ферменты. Препараты действуют только в толстой кишке. Синтетический дисахарид лактулоза подвергается бактериальной ферментации и гидролизу до фруктозы и галактозы, главным образом бифидобактериями, в меньшей степени лактобактериями, что приводит к увеличению их биомассы. Конечными продуктами метаболизма лактулозы являются летучие жирные кислоты, которые, помимо гипохолестеринемического, гиполипидемического, антипролиферативного, оказывают осмотическое действие.

Препараты, увеличивающие объем кишечного содержимого, что приводит к повышению внутрипросветного давления и стимулирует кишечную перистальтику:

– пищевые волокна;

– гидрофильные коллоиды (полиэтиленгликоль, макрогольфорлакс).

Многоатомные спирты (полиэтиленгликоль, макроголь-форлакс), как и пищевые волокна, относятся к гидрофильным коллоидам. Кроме того, они оказывают умеренно выраженное осмотическое действие. Благодаря этому увеличивается объем кишечного содержимого. Недостаток слабительных этой группы – медленно развивающийся эффект (через 10 – 20 дней). У некоторых больных с выраженной гипотонией кишки эти препараты неэффективны.

Препараты, размягчающие фекалии (почти не используются в клинической практике):

– вазелиновое и другие минеральные масла;

– жидкий парафин.

Препараты, содержащие или высвобождающие раздражающие субстанции, которые усиливают кишечную секрецию и снижают абсорбцию:

– антигликозиды (препараты сены, крушины, ревеня);

– производные дифенилметана (фенолфталеин, бисакодилдильколакс, гликосульфат натрия-гутталакс) и касторовое масло.

Препараты с местнораздражающим действием могут использоваться у пожилых людей в виде свечей для стимуляции тонуса анального сфинктера и улучшения дефекации.

Все слабительные с секреторным действием (антрахиноны, производные дифенилметана, касторовое масло) взаимодействуют с эпителиальными структурами кишечника и вызывают активную секрецию жидкости в его просвет, одновременно уменьшая всасывание. Все эти средства вызывают кратковременную, а при длительном приеме – постоянную секреторную диарею, что приводит к излишней потере жидкости и электролитным нарушениям, прежде всего к гипокалиемии. Ионы калия наряду с прочими механизмами поддерживают тонус гладкой мускулатуры кишечника, поэтому снижение концентрации калия в крови неизбежно приводит к гладкомышечной реклаксации и усилению запора, если он вызван гипотонусом кишечной стенки. Нарушение жидкостного гомеостаза способствует развитию вторичного гиперальдостеронизма, что, в свою очередь, сопровождается потерей калия, и порочный круг замыкается. Это один из основных механизмов привыкания и усиления запоров при длительном использовании всех секреторных слабительных.

Второй механизм привыкания доказан для антрахинонов и дериватов дифенил-метана. Эти препараты, действуя на уровне нейронов подслизистого сплетения, вызывают образование оксида азота, который расслабляет гладкие мышцы и ингибирует перистальтику. При длительном применении развиваются дегенеративные изменения энтеральной системы. Предполагается, что слабительные этих групп оказывают также мутагенное действие и обладают генотоксичностью.

Таким образом, стимулирующие слабительные не рекомендуется применять длительно, а тем более постоянно, особенно пожилым больным, у которых кишечная гипотония и замедленный транзит являются основными механизмами запора.

Прокинетики. Из прокинетиков для лечения медленно-транзитного запора существует только один препарат – тримебутин (дебридат).

Тримебутин, действуя на энкефалинергическую систему кишечника, является регулятором его перистальтики. Обладая сродством к рецепторам возбуждения и подавления, оказывает стимулирующее действие при гипокинетических состояниях гладкой мускулатуры кишечника и спазмолитическое – при гиперкинетических. Препарат действует на всем протяжении желудочно-кишечного тракта, снижает давление сфинктера пищевода, способствует опорожнению желудка и усилению перистальтики кишечника, а также способствует ответной реакции гладкой мускулатуры толстой кишки на пищевые раздражители. Тримебутин восстанавливает нормальную физиологическую активность мускулатуры кишечника при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, связанных с нарушениями моторики.

Препарат тримебутин может быть полезен:

– при функциональных заболеваниях ЖКТ, проявляющихся, в частности, болями и коликами в брюшной полости, спазмами кишечника, метеоризмом и запором: по 1 – 2 таб. (100 – 200 мг) 3 раза в сутки;

– при гастродуоденальных заболеваниях (боли в животе, нарушения пищеварения, тошнота, рвота) – по 1 – 2 таб. (100 – 200 мг) 3 раза в сутки;

– при хроническом идиопатическом запоре, замедленном прохождении содержимого через толстую кишку. Через месяц терапии (тримебутин, 300 мг/cут перорально) объективно увеличивается число дефекаций, наступает облегчение симптомов, связанных с запором;

– при послеоперационной непроходимости у пациентов, перенесших операцию на брюшной полости (400 мг, внутривенно);

– при подготовке к рентгенологическому и эндоскопическому исследованиям ЖКТ.

Спазмолитики. Спазмолитические препараты показаны только у больных с доказанным гиперкинетическим спастическим механизмом запора, что в пожилом возрасте бывает редко.

Препараты, имеющие сродство к серотониновым рецепторам, еще не вошли в клиническую практику (тегасерод). Крометого, эти средства могут иметь существенные ограничения у пожилых больных из-за возможного кардиотропного действия.

Хотелось бы привлечь также внимание к двум наиболее распространенным и важным группам лекарственных препаратов – прои пребиотикам.

Пробиотики – это живые микроорганизмы и вещества микробного и иного происхождения, оказывающие при естественном способе введения благоприятные эффекты на физиологические функции, биохимические и поведенческие реакции организма через оптимизацию его микроэкологического статуса. Сегодня к ним принято относить препараты, содержащие живые культуры микроорганизмов.

Пробиотики могут содержать как монокультуру, так и комбинацию из нескольких видов микроорганизмов (симбиотики), а комбинацию пробиотика и пребиотика обозначают термином «синбиотик». В России наиболее известными бактериопрепаратами являются линекс (L. cidophilus, B. infantis v. liberorum и E. faecium), бифиформ (B. longum и E. faecium) и ламинолакт (E. faecium L-3).

Высокий уровень безопасности бактериопрепаратов на основе энтерококков обеспечивается как детальным изучением свойств конкретных штаммов, так и проведением дальнейшего контроля соответствия штаммов эталонным образцам.

Одним из преимуществ пробиотиков является возможность применения жизнеспособных бактерий на любом этапе терапии как инфекционных, так и неинфекционных болезней человека. Пробиотики способны обеспечить как «протезирование» (восполнение) утраченных функций при выраженном дефиците естественной нормофлоры, так и добавление/усиление «по требованию» тех функций и свойств, которые требуются на конкретном этапе лечения или реабилитации после перенесенного заболевания, – антагонистическая активность в отношении патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, витаминопродукция, ферментативная активность, иммуномодуляция и др. Пробиотики успешно применяются в сочетании с пребиотиками.

Пребиотики – неперевариваемые в кишечнике ингредиенты различного происхождения, способные оказывать благоприятный эффект на организм хозяина через селективную стимуляцию роста и/или активности представителей нормальной микрофлоры кишечника.

Одним из первых комбинированных средств с максимальным пребиотическим эффектом является эубикор.

Эубикор представляет собой комплекс, который содержит натуральные пищевые волокна, в том числе водорастворимые, инактивированные клетки специально селектированного штамма лечебных дрожжей – Saccharomyces cerevisiae (vini) и продукты их метаболизма.

Пищевые волокна (ПВ) представляют сумму полисахаридов и лигнина. Полисахариды пищевых волокон включают: водорастворимые компоненты – пектин, камеди, слизи, гемицеллюлозу, инулин, гуар; водонерастворимые – целлюлозу. Лигнин не является углеводом, и его следует рассматривать как отдельное водонерастворимое волокно. ПВ не перевариваются эндогенными секретами ЖКТ человека и легко достигают толстой кишки, где они метаболизируются анаэробной микрофлорой до короткоцепочечных жирных кислот (КЦЖК). КЦЖК (ацетат, пропионат, бутират) являются главными энергетическими источниками для эпителия слизистой оболочки толстой кишки, стимулирующими пролиферацию клеток, образование слизи и трофику слизистой оболочки. Кроме того, пищевые волокна создают обширную дополнительную поверхность, на которой фиксируются облигатные микроорганизмы, что приводит к резкому увеличению их количества на единицу объема кишки и возрастанию метаболической активности кишечного содержимого. С другой стороны, хорошо известен элиминационный эффект пищевых волокон в отношении патогенных микроорганизмов и их токсинов.

Вторым важнейшим компонентом эубикора являются инактивированные дрожжи S. cerevisiae (vini). Оболочка их клеток имеет полисахаридное строение. В ее состав входят, главным образом, три олигосахарида – маннан, глюкан и гликогеноподобный компонент. Маннан и глюкан обладают способностью связывать патогенные и условно-патогенные микроорганизмы, их токсины, а также являются неспецифическими стимуляторами иммунитета. Цитоплазма дрожжевых клеток богата биологически активными веществами: аминокислотами, ферментами, убихинонами, микрои макроэлементами, витаминами А, D3, Е, С, группы В. Указанные компоненты оказывают положительное влияние как на нормальную микрофлору, так и на организм человека в целом. В частности, дрожжевые бета-глюканы проявляют себя в качестве стимуляторов иммунного ответа. При производстве препарата важно, что используется технология, обеспечивающая инактивацию дрожжей с одновременной высокой степенью сохранности биологически активных веществ.

Эубикор эффективно предотвращает развитие дисбактериоза у всех больных, получающих антибактериальную терапию. Преимуществом препарата является возможность его приема в процессе лечения антибиотиками.

Следует подчеркнуть, что ни одно из приведенных выше направлений воздействия на микробиоценозы ЖКТ не имеет абсолютного приоритета перед другими. Выбор терапевтической тактики на основе рекламы в средствах массовой информации или личного мнения того или иного специалиста не может рассматриваться как оптимальный. Результаты лечения, полученные методами доказательной медицины, – вот основа эффективной стратегии и тактики современной терапии.

Указанные достоинства и недостатки разных групп слабительных и оценка всех факторов развития запора у каждого больного с учетом возраста и сопутствующих заболеваний позволяют выбрать оптимальный препарат.

Похожие книги из библиотеки