2.6.1. История развития и прикладного использования метода аутогенной тренировки

Аутогенная тренировка как самостоятельный метод психотерапевтической работы был предложен немецким психиатром и психотерапевтом И.Г. Шульцем (J.H. Schultz). После тщательного изучения системы йоги и долголетней подготовки собственной теоретико-методической концепции он обобщил результаты проведенных исследований в книге, вышедшей в 1932 г. (см. Леви,1982). В нашей стране первое упоминание об аутогенной тренировке было сделано П.М. Зиновьевым в 1934 г., а начало использования ее в клинической практике относится к концу 50-х гг. и связано с именами А.М. Свядоща, Г.С. Беляева, Н.В. Иванова,А.Г.Панова. Метод аутогенной тренировки был включен в состав средств комплексной психотерапии на 4 Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров в 1963 г.

Начиная с конца 60-х гг., аутотренинг применяется не только в лечебных целях, но и для решения психопрофилактических задач в разных профессиональных видах деятельности и в спорте (Алексеев, 1979; Кабанов и др., 1983; Карвасарский, 1985). Соответственно, резко возросло число публикаций по этому вопросу: составленный в 1968 г. список библиографических работ за истекшее десятилетие насчитывал 64 публикации, а в библиографическом указателе на 1 июля 1974 г. имеется уже 943 публикации, число которых продолжает увеличиваться.

Основные работы автора данного метода И.Г. Шульца не переведены на русский язык. Первым подлинным сочинением Шульца в русском переводе является цитируемая ниже популярная книга, изданная в 1985 г. Подробно с содержанием метода аутогенной тренировки советский читатель впервые познакомился в изложении Д. Мюллера-Хегеманна (Мюллер-Хегеманн, 1962).

И.Г. Шульц утверждал, что «аутогенная тренировка возникла на основе старых и надежных врачебных методик гипноза (частичного сна)» (Шульц, 1985, с. 10). Изучая протоколы самоотчетов испытуемых, специально обученных самонаблюдению в гипнозе, он отметил, что у его пациентов возникало переживание ощущений тяжести и тепла перед погружением в гипнотическое состояние (Клейнзорге, Клюмбиес, 1965). Это послужило толчком к экспериментальной разработке предположения о том, что путем сознательного внушения чувств тепла, тяжести, облегчения можно добиться погружением в гипнотическое состояние. На основании положительного результата экспериментов такого рода автором метода была поставлена цель «создать систему упражнений, с помощью которых больной мог бы самостоятельно добиться одной из гипнотических фаз и извлечь из этого пользу (без значительного воздействия со стороны гипнотизера и без сколько-нибудь значительной от него зависимости)» (цит. по: Теория и практика аутогенной тренировки, 1980, с. 19). Было разработано шесть основных стандартных упражнений, составляющих содержание первой ступени аутогенной тренировки, каждое из которых представляет собой мысленное повторение «формул самовнушения» на ощущения тяжести, тепла, расслабления (а при необходимости – и прохлады, как, например, в области лба) различных органов и участков тела. Классические упражнения И.Г. Шульца долгое время применялись и применяются сейчас некоторыми исследователями без каких-либо существенных изменений.

Однако, по замечанию одного из ведущих специалистов в области использования аутотренинга А.В. Алексеева, «уже давно многие специалисты в разных странах… пришли к твердому убеждению, что различные задачи, которые необходимо решать как со здоровыми, так и с больными людьми, требуют своих, прицельно направленных вариантов психической саморегуляции» (Линдеман, 1983, с. 7). Существуют многочисленные модификации аутогенной тренировки, используемые прежде всего в медицине – для направленного лечения нервно-психических заболеваний, сердечно-сосудистых расстройств, особенно гипертонии, болезней желудочно-кишечного тракта, обмена веществ и др. (Кабанов и др., 1983; Карвасарский, 1985; Теория и практика аутогенной тренировки, 1980; Свядощ, 1971).

Большое распространение методики аутогенной тренировки получили в спортивной практике, как правило, применяемые в комплексе с другими приемами активного воздействия на состояние (Некрасов и др., 1985; Филатов, 1982; Стресс и тревога в спорте,1983). Для этих целей среди различных модификаций аутотренинга большую популярность получила психорегулирующая тренировка (Алексеев, Гиссен, 1968, 1969; Гиссен, 1973, 1990). Ее применение направлено на регуляцию общего состояния спортсмена, причем характер оказываемого самовоздействия может быть полярно противоположным – как успокоительным, так и мобилизующим. Она применяется для устранения таких неблагоприятных состояний, как «предстартовая лихорадка», «предстартовая апатия», длительное перенапряжение и др.

Возможность воздействия такой разной направленности обеспечивается включением различных упражнений и в разной последовательности в комплекс аутогенной тренировки. Кроме того, в спорте используются и узкоспециализированные варианты данной техники, предназначенные для решения частных задач в конкретных видах спорта. Они могут служить целям выявления и развития определенных психофизиологических свойств, необходимых в том или ином виде спорта, а также способствовать повышению эффективности обучения сложным элементам конкретных спортивных упражнений (Теория и практика аутогенной тренировки, 1980).

Увеличение области применения аутогенной тренировки привело к тому, что использование данного метода с целью оптимизации ФС практически здоровых людей в производственных условиях в последние десятилетия получило широкое распространение.

Практика массового применения аутотренинга в сфере производственной деятельности для оптимизации состояния и повышения эффективности труда берет начало с 1943 г., когда R. Werner совместно с J.H. Schultz на собрании концерна J.C. Farben обосновал преимущество систематических занятий аутогенной тренировкой (Luthe, 1969). С этого времени при поддержке различных государственных и общественных организаций, а также менеджеров, овладевших методом аутогенной тренировки, массовый подход к ее использованию распространился в ряде европейских стран. Так, в Чехословакии E. Bena применил аутотренинг с целью оптимизации ФС железнодорожных диспетчеров (Hockovec, 1965). Во Франции по инициативе R. Durand de Bousingen и J.I.Martin систематическое использование аутогенной тренировки началось в авиационной промышленности и перешло затем на предприятия других отраслей. Интересно, что во Франции внедрение аутотренинга в практику производственной деятельности было начато, прежде всего, с оптимизации состояния руководящих работников и управленческого состава предприятий (Durand de Bousingen, 1965).

Первоначально целью обучения аутогенной тренировке было снятие симптомов переутомления (в основном, психологических проявлений данного неблагоприятного состояния), а затем – снятие эффектов длительного воздействия стресса (там же). В 60-х гг. метод аутогенной тренировки стал активно применяться в США группами специалистов и институтами, занимающимися исследованиями в области космической медицины (Luthe, 1965). Постепенно «профессиональное» использование аутотренинга распространилось во всем мире.

В нашей стране аутогенная тренировка успешно развивается в тех видах профессиональной деятельности, выполнение которых связано с воздействием экстремальных нагрузок: в авиации и космонавтике (Гримак, Исаулов, 1979; Дикая, 2003; Лобзин и др., 1982;Лозинский, 1979; Марищук, Евдокимов, 2001; Марищук и др., 1969;Свядощ, Ромен, 1968), в труде плавсостава (Бассин и др., 1974; Ко-гон и др., 1983; Репин, 1979) и работников добывающих отраслей промышленности (Голубов, Табачников, 1980; Табачников, 1980;Филатов и др., 1980), в особых видах операторской деятельности (Гримак и др., 1983; Дикая, 1985, 2003; Семикин, 1986). Первый опыт применения аутотренинга на производстве был осуществлен в одном из цехов Ленинградского производственного объединения «Электросила» в целях профилактики специфических профзаболеваний, вызванных условиями работы на конвейере (Марголин, Чукович, 1983; Овчинникова и др., 1983). Занятия по методике аутогенной тренировки проводились с рабочими в рамках исследований по улучшению режимов труда и отдыха, в ходе которых был организован цикл занятий по обучению приемам ПСР. После прохождения курса обучения «занятия приобрели характер тренинг-пауз, передаваемых по радио с заранее записанных пленок, рассчитанных на 5 – 7 минут и являющихся по своему содержанию поддерживающими и закрепляющими приобретенные ранее навыки» (Марголин, Чукович, 1983, с. 9).

С конца 1980-х гг. практическое применение этого метода ПСРосуществлялось в создаваемых на предприятиях кабинетах психологической разгрузки (КПР). Максимально расширяется спектр профессий, по отношению к которым предпринимаются попытки использования аутогенной тренировки: это промышленное производство, операторские виды деятельности различного профиля, управленческий труд, администрирование, некоторые виды умственного труда (преподавательская деятельность, обучение), ряд профессий сферы обслуживания (продавцы, парикмахеры), а также труд в сфере искусства (актеры, музыканты-исполнители).

К сожалению, нельзя сказать, что такой максимально широкий охват профессиональных групп и различия в целевом назначении процедур ПСР в достаточной степени обеспечивается наличием разработанного методического инструментария, понимания механизмов и специфичности оказываемых воздействий, просто обладанием необходимой научной подготовки у лиц, занимающихся организацией подобных мероприятий. Вообще, при беглом знакомстве с представленным обзорным материалом по проблеме прикладного использования аутогенной тренировки может создаться ложное впечатление о ее достаточной разработанности. Однако цитируемая литература, собранная среди огромного числа разрозненных изданий, скорее подчеркивает острую практическую потребность в проведении психопрофилактической работы, но не отражает данные систематического и научно обоснованного ее анализа.

Похожие книги из библиотеки