Леворкость

. В процессе развития головного мозга человека происходит разделение функций между левым и правым полушарием. На долю левого полушария выпадают такие важные функции, как речь, чтение, письмо, счет, сложные формы аналитич. деятельности (логическая, математическая), на долю правого — конкретнообразная деятельность (распознавание предметов внешнего мира по зрительному образу, звукам, сложным геометрическим формам и цветовой характеристике). Поэтому левое полушарие называют преобладающим, или доминантным. В осуществлении движения конечностями участвуют оба полушария: в ведении левого полушария находятся правые рука и нога, в ведении правого — левые рука и нога. Поскольку у большинства людей доминирует левое полушарие, следовательно, преобладающей рукой является правая. Поэтому работать и есть с помощью правой уки привычно считается единственно нормальным. Однако может случиться так, что в процессе развития головного мозга логикоаналитические функции сосредоточиваются в правом полушарии, а конкретнообразные — в левом. В этом случае доминирующим становится правое полушарие и, следовательно, преобладающей является левая рука. Оба варианта развития нормальны. Однако поскольку в быту и на производстве все приборы и большинство орудий труда рассчитаны на праворуких, переучивание леворуких детей целесообразно. Оно должно проводиться без окриков и грубостей, чтобы не вызвать у ребенка нервозности, не травмировать его психику. Большинство леворуких в результате переучивания пользуются в процессе деятельности правой рукой. Однако в тех случаях, когда необходимо сделать значительное усилие, они предпочитают использовать левую руку (скрытая леворукость). Напр., при выполнении работы, требующей многочасового напряжения рук, леворукие хирург, часовщик, художник и т. д. используют в основном левую руку, хотя пишут и едят с помощью правой руки. Л. может быть вынужденной, напр, изза болезни суставов, мышц, нервов правой руки. В этом случае также происходит переучивание, но только наоборот; у взрослых оно проходит негладко и, как правило, они не достигают совершенства во владении левой рукой.