Логопедия

изучает различные формы речевых расстройств и разрабатывает методы их предупреждения и исправления; является составной частью дефектологии, изучающей общие закономерности развития детей с различными физическими и психическими отклонениями. Дефекты речи, напр, заикание, картавость, охриплость, гнусавость, могут быть обусловлены неправильным воспитанием речи или врожденными повреждениями и заболеваниями речевого аппарата. Поэтому логопед (педагог, исправляющий речь) и врач обычно проводят лечение совместно. Иногда удается избавить ребенка от косноязычия при помощи одних только логопедических упражнений. В Советском Союзе логопедическая помощь населению осуществляется организованно. Исправление дефектов речи начинается в раннем детском возрасте, чтобы выработать у ребенка правильную речь к моменту его поступления в школу. В детских садах созданы подготовительные группы, осуществляющие подготовку детей к школьному обучению, в к-рых большое внимание уделяется развитию речи; для детей с дефек- тами речи организованы спец. детские сады и школы, логопедические пункты и стационары. Для закрепления полученных в стационаре результатов в дальнейшем необходима постоянная тренировка речи ребенка. Поэтому на открытых занятиях в стационаре родителей знакомят с простыми логопедическими упражнениями. Следует помнить: чем раньше начато исправление речи ребенка, тем лучше его результаты.