Грудь — защитница

При кормлении грудью ребенок не только насыщается молоком. Кожный контакт с теплым, мягким материнским телом при питании дарит младенцу ощущение того, что он любим. Если же мать игнорирует его, мало уделяет ему своего времени и внимания, то для него это является сигналом опасности. В переживаниях младенца остаются нераздельными чувства сытости, защищенности и желание быть любимым.

Еще Фрейд говорил, что если мать не обращается с любовью к ребенку, если она при кормлении спешит, это может иметь следствием развитие агрессивности к ней. Но эти агрессивные побуждения ребенок не может ни выразить, ни преодолеть — только вытеснить.

Неудовлетворенное стремление младенца к питающей и защищающей матери ведет к внутреннему беспокойству, проявляющемуся в судорожном плаче, приступах ярости, нарушениях сна и пищеварения.

Когда ты еще сосал грудь, ты часто засыпал прямо с титькой во рту. И мы вначале не знали — хорошо ли это или плохо? Но теперь четко знаем, что именно так и должно происходить для того, чтобы ребенок был спокоен и «уверен в завтрашнем дне».

Ребенок имеет массу телесных императивных желаний. В нем естественным и неизмененным образом проявляются все те потребности, что свойственны всем живым существам и которые служат сохранению жизни организма. Они для него вполне естественны до тех пор, пока в процессе воспитания в него не будет внедрена установка, что что–то из этого делать нельзя, что это запретно. Ему, естественно, это не нравится. Но жизнь вынуждает его (ради самосохранения) начать считаться с желаниями и потребностями других людей, удовлетворять свои желания лишь настолько, насколько позволяют обстоятельства и окружающие люди.

Поэтому для сохранения своей жизни ребенок вынужден поступиться своими желаниями и потребностями или же в значительной степени адаптировать способы их удовлетворения под требование окружения. В результате поведение ребенка моделируется в требуемую окружающими сторону. И в дальнейшем становится для него вполне естественным.

То, что получится из ребенка в результате воспитания, в огромной степени зависит от того, в какой последовательности и как шло формирование его личности. Если мы встречаемся с лживым человеком, то можно почти с полной уверенностью говорить о том, что у него были слишком строгие родители.

Гораздо чаще, чем нужно, родители склонны отчитывать ребенка за неумение, за беспорядок в комнате, за те или иные ошибки. Если же родители устали и раздражены, то они это делают со злостью. Это может восприниматься ребенком очень болезненно. В этих случаях ребенок понимает, что то, чего мы не знаем, не вызовет упреков. Много раз правда оказывалась для ребенка опаснее лжи, и он решал: «Лучше соврать — авось пронесет!».

Иногда дети лгут специально, зная, что этого делать нельзя. Они прекрасно знают, что родителей это раздражает и они за это понесут наказание. Но они именно этого и добиваются. Это их способ отплатить родителям за обиды той же монетой.

Многие люди пытаются воспитывать своих отпрысков по принципу: «Делай то, что я говорю!» Но при этом они поступают совершенно по–другому. Предполагая, видимо, что слова сильнее дел! И потом, почему–то (!) очень удивляются тому, что их ребенок делает. Понятно, что это полная туфта, а не воспитание.

…из самых диких жеребят выходят самые лучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить.

Плутарх.

Такое воспитание в психологии называется двойной связью с двойным принуждением — на словах ребенку говорится одно, а при помощи языка тела утверждается другое. Поэтому если послание является приказанием, то чтобы подчиниться, ему не следует подчиняться. И это тоже может стать основой для появления в будущем шизофрении.

Похожие книги из библиотеки