Синдром Карлсона: детская особенность заводить воображаемого друга


У Сережиного папы свой бизнес. Иногда после передачи «Спокойной ночи, малыши» Сережа видит, что папа приходит домой и садится за свой компьютер. Но чаще малыш его видит только по утрам. Мама у Сережи самая добрая и ласковая. Она очень по-доброму и ласково весь вечер с кем-то разговаривает по телефону. Вчера даже не слышала, как Сережа просил, чтоб она нарисовала ему лесенку к домику.

Пришлось опять договариваться с другом Снусмумриком и уходить по этой бирюзовой лесенке в свой волшебный мир.
Туда же приходят девочка из мультфильма «Варежка» со своим щенком, Малыш с Карлсоном, Алиса с Белым Кроликом, Маленький Принц с Лисенком и трое детей Дарлингов с Питером Пеном.

Воображаемый приятель у ребенка, согласно исследованиям ученых, явление довольно распространенное. И множество литературных свидетельств лишь подтверждают это. Психологи считают синдром Карлсона (так называется эта детская особенность заводить воображаемого друга) до определенного возраста абсолютно нормальным явлением, обусловленным развитием творческих способностей и воображения у ребенка.

Но когда общение с придуманным другом затягивается, остается выяснить, зачем малышу нужен этот друг. Самая частая причина — нехватка общения и родительского внимания. А такой Снусмумрик помогает скрасить серые будни, преодолеть неурядицы, страхи, справиться с комплексами, например, застенчивостью.

Чувство покоя от того, что рядом папа — самый сильный мужчина и мама — самая лучшая из всех мам, имеет огромное значение для полноценного развития ребенка. Но если постоянно отмахиваться от ребенка, он все реже будет обращаться к вам со своими проблемами, в результате уже в самом недалеком будущем ему уже не о чем будет с вами поговорить, поделиться, будет нечего доверить. Сегодня ваш ребенок находится на том волшебном этапе жизненного пути, когда каждый день начинается с чистого листа. Но каждое зерно, посеянное в почву детства, дает всходы всю последующую жизнь. И пусть народная мудрость «Что посеешь, то и пожнешь» пройдет лейтмотивом через все то, что вы делаете или говорите своему ребенку.


— AD —

Сколько времени нужно проводить с ребенком в каждый возрастной период?

Главное не сколько времени проводить вместе, а как. Если вы с ребенком 3-7 лет в течение 30 минут в день открыто, включенно поиграете вместе, потом через какое-то время обсудите эту игру, что происходило, что получилось, а что нет, а ближе к вечеру еще полчаса почитаете ребенку, то такого включенного участия два раза в день будет вполне достаточно. В начальной школе встает вопрос совместного выполнения уроков. Тут надо не просто помочь, но еще и развить интерес к учебе. С подростком тоже нужны беседы, когда родитель не занят ничем, кроме разговора с ребенком. Ну а к малышу до года нужно подходить всегда, по первому требованию.

К чему может привести недостаток родительского внимания?

Спектр негативных последствий очень широк: суицид, различные формы зависимости (психоактивные вещества, игровая и компьютерная зависимость), уход в гиперсексуальное поведение, преступные действия.

Что может прорасти в поведении детей начальной и средней школы от недолюбленности в дошкольном периоде?
Требование любви и внимания, чтобы восполнить их недостаток, проявляется в школе у детей в разной форме. Кто-то виснет на учителях, на вожатых, старается обнять, дотронуться и получить прикосновение в ответ, кто-то проявляет агрессию к окружающим — дернуть, сделать больно, чтобы обратить на себя внимание. Есть третья группа детей, которые не могут ни обнять, ни стукнуть, — они просто уходят в себя.

Как исправить ситуацию?

Каждый ребенок уникален, и к каждой истории надо подходить индивидуально. Из общих рекомендаций — посмотрите на своего ребенка через призму счастья «Ты у меня есть. Я тебя вижу, слышу и принимаю». Говорите с ребенком открыто и аргументированно о просьбах, ожиданиях и переживаниях и слушайте, что отвечает вам ребенок. Это важно.

Выстраивайте совместную деятельность, но не с позиции силы или с позиции заигрывания, а с позиции рядом стоящего товарища.
Часто от недостатка родительского внимания воображаемый друг, который есть в фантазиях многих малышей до 5 лет, переходит в, условно говоря, взрослую жизнь и занимает в ней довольно большое место. Где та возрастная граница, когда присутствие такого воображаемого друга становится лишним и надо на это обратить внимание?

Элемент глубокого проникновения фантазии в реальную жизнь должен заканчиваться до начальной школы. В школе меняется система общения со сверстниками, игровая деятельность переходит в учебную.
Поэтому нужно уходить от воображаемых друзей к реальным. Также надо разобраться с вопросом, почему ребенок так долго держится за свой вымышленный персонаж. Видимо, он разрешает делать то, что запрещают родители, компенсирует то, чего не дают родители. Это очень серьезный момент. Важно переключить ребенка с воображаемого на реальное общение. Вымышленного друга можно нарисовать, слепить и в игровой форме проводить по своим делам. А освободившуюся нишу заполнить своим вниманием и общением.

Если прощание с воображаемым другом не происходит к классу третьему, то это определенный индикатор недолюбленности ребенка. Это показатель, что у ребенка нет осознания того, что «я ценность», что «я кому-то нужен». Если у ребенка гармонично сформировать понятие «Я есть!», то он не будет, став взрослым, совершать общественно порицаемые поступки.