Мы много пишем об идеях раннего развития. Однако, как правило, обычно взрослые сосредотачиваются лишь на нескольких пунктах „развивающей программы»: чтение, письмо, основы математики. Но мир вокруг нас так разнообразен, а малыш настолько любопытен, что стоит существенно расширить круг занятий. Как вам, например, такое предложение — погрузиться вместе со своим крохой в удивительные просторы „Мировой цивилизации»? Этот уникальный энциклопедический курс разработали педагоги Московского центра раннего развития „Я САМ».

Начиная с 9 (!) месяцев и до 7 лет юные ученики знакомятся с шедеврами живописи, архитектуры, истории и музыки.
Погружая дошколят в мир изучаемой эпохи, эта программа одновременно дает возможность и развитию творческих способностей каждого малыша. Ведь на одном таком занятии ребятишки смотрят репродукции великих картин, слайды и книги с сокровищами мировых цивилизаций, а также слушают музыку, соответствующую духу и настроению того времени. Это помогает лучше прочувствовать колорит изучаемой эпохи.

Часть урока связана с развитием творческого потенциала. Малыши смогут в собственном творчестве выразить все те чувства и настроения, которые возникли у них в результате встречи с прекрасным.
Дети рисуют, клеят аппликации по образцу картин Матисса, лепят на уроках, посвященных архитектуре, и т.д.
Конечно, далеко не у всех есть возможность ходить со своим крохой в центр раннего развития. Но занятия дома будут не менее эффективны, если вы начнете делать все регулярно и с энтузиазмом! Мы предлагаем вам увлекательные игры из курса „Мировая цивилизация».


— AD —

Искусство натюрморта

Начните с показа ребенку репродукций различных натюрмортов. Мы предлагаем взять „Корзину фруктов» М. Караваджо, „Натюрморт с дыней» Б. В. Щербакова и „Сливы и персики» Якоба ванн Хулдсонга. Расскажите крохе об особенностях этого жанра, о его большой известности с древности и о том, как он стал самостоятельным в XVII веке в Голландии. И главное, объясните его основное отличие, состоящее в том, что натюрморт изображает неодушевленные предметы.

Для проведения творческой части необходимо сделать заготовки. Это будут тонированный лист бумаги с нарисованным столом и, например, корзиной, а также отдельно вырезанные изображения: яблоко, слива, стакан, ребенок, графин с водой, виноград, хлеб, собака и полотенце. Ну и конечно, вам понадобится клей. Если все готово — начинаем! Предложите ребенку по одному вырезанному изображению — малыш должен сказать, можно ли этот предмет разместить на натюрморте. Если да, то он сам определяет место детали на обшей картине и приклеивает ее. Если предложенный вариант не может быть использован, пусть ребенок откладывает его.

О природе и портретах

Следующее занятие можно посвятить знакомству с пейзажем. Для этого подготовьте несколько пейзажей. В качестве же примера мы остановимся на картине Клода Моне „Антибы». Вниманию заботливых родителей — не путать с Эдуардом Мане! Они жили в одно и то же время, дружили, писали портреты друг друга, поэтому их нередко путают! Итак, вернемся к нашей картине. Рассмотрите ее внимательно вместе с малышом: «Посмотри, как сильно дует ветер — даже дерево склонилось? А на море видны маленькие волны. Это и есть импрессионизм. Правда, красивое место?! Многие художники специально приезжали на Антибские острова отдохнуть и заодно писали пейзажи. Запомни: пейзаж — это когда художник рисует природу». В творческую часть этого занятия входит увлекательная игра „Узнай пейзаж!».

Подготовьте репродукции различных картин, пусть среди них будут всевозможные пейзажи, портреты, натюрморты и даже работы абстракционистов. Указывайте по одной картине, если малыш узнает пейзаж, он должен громко хлопнуть в ладошки.
А теперь поговорим о таком понятии в живописи, как портрет. Для урока подготовьте всевозможные портреты. Назовите своему малышу имя художника, сообщите название картины и обсудите ее.

Для примера остановимся на картине Пабло Пикассо „Поль в костюме Пьеро»: „Эту картину нарисовал известный художник Пабло Пикассо. Он жил во Франции и был одним из самых лучших художников XX века. Пикассо очень любил рисовать своих детей. На этой картине он изобразил своего сына в костюме Пьеро. Это портрет. Интересно, что лицо Поля и костюм, почти сливаясь, создают „белое пятно» на фоне насыщенного пола и стены».

Творческая часть: пусть ребенок тоже нарисует портрет — вашего папы (мамы, дедушки, бабушки, братика, сестрички, в общем, того, кого выберет он сам). А для вас этот выбор будет своеобразным психологическим тестом, который приоткроет тайные детские предпочтения. Как только выбор состоится, приготовьте соответствующий шаблон, а юный художник пусть дорисует карандашами волосы, глаза, рот и нос.

Что на заднем плане?

Следующее занятие познакомит малыша с композицией, а именно с передним, средним и задним планом картин. Приготовьте репродукции: „Благовещение» Леонардо да Винчи, „Стог сена в Живерии» К. Моне, „На жатве» А. Г. Венецианова, „Осень на Оке» А. Герасимова, „Ветка» А. Иванова и „Ярилина долина» В. Васнецова. Расскажите малышу о том, что нарисовано на переднем плане. Обратите внимание на четкость и рельефность деталей переднего плана (картина „Ветка»). Рассмотрите, что находится на среднем плане. А изучая задний план, подчеркните размытость, туманность удаленных предметов.

Для проведения творческой части приготовьте цветные карандаши и небольшую зарисовку с цветными тонированными полями (передним планом может быть густо-зеленая полоса, средний план обозначим светло-зеленой полосой, а задний — бледно-голубой). Границы между полями должны быть нечеткими, размытыми. Для их создания лучше использовать гуашь или растертый грифель от цветных карандашей. Предложите своему маленькому художнику нарисовать цветы и травку на переднем плане, обратите его внимание на важность прорисовывания четких линий (если возраст малыша от года до двух, достаточно нарисовать вместе с мамой короткие штрихи — „травку»)- На среднем плане попробуйте изобразить речку или озеро. А возможно, вы придумаете что-то свое. Выбор объектов для рисования будет зависеть от возраста юного ценителя искусства и от его художественных умений и навыков. На заднем плане нарисуйте горы и облака. Не забудьте вместе с ребенком слегка размазать их контуры пальчиком или ваткой.

Абстрактно!

А вот эта игра порадует всех малышей. Тема очередного занятия — абстракционизм.
Согласитесь, что может быть ближе и понятнее для юных почитателей искусства, чем увидеть собственный опыт на полотнах великих мастеров? В первой части урока покажите своему чаду картины абстракционистов, которые, на ваш взгляд, более всего ему понравятся. Рассмотрите на картинах формы, линии, цвета и назовите их ребенку (даже если ему всего лишь полтора года и вам встретился такой сложный для детского восприятия цвет, как лиловый).

Вы разовьете его воображение, если вместе пофантазируете, на что похожа картина в целом или ее отдельные элементы.
Творческая часть: давайте попробуем составить коллаж в стиле композиции Анри Матисса „Улитка». Приготовьте
яркие краски (их должно быть много), кисточки, губку или перышки, клей-карандаш, ножницы с тупыми концами и лист плотного белого картона — мы отправляемся в путешествие в мир цвета, всевозможных форм, смелых решений, в мир собственных фантазий. Малыш — творец! Пусть его рука произвольно скользит по бумаге, создавая на ней причудливые формы, пусть сольются воедино несколько цветовых пятен, и перед вами откроется мир грез любимого человечка. А когда картина подсохнет, вооружившись ножницами, разрежьте ее на любые кусочки (начать обучать ребенка работе с ножницами вполне можно уже примерно с года). Затем с помощью клея сделайте сам коллаж, составляя композицию на белом картоне из заготовленных кусочков бумаги.

Ах, как изящно!

Тема следующего занятия — средневековая миниатюра. В помощь возьмем картину „Райский сад», которая была создана в Германии, а точнее, в Римской империи германской нации, куда входила почти вся современная Германия, Австрия, Чехия, Словакия, Северная Италия, частично — Франция, Испания, а в некоторое время и часть Польши.

Обязательно приготовьте для этого урока Карту мира и найдите на ней эти страны. Затем снова обратите внимание ребенка на картину: „Посмотри, какая красивая картина! Раньше художники сами выполняли рисунки в книгах. Такие рисунки и называются миниатюрами. Книги были рукописные, и каждый рисунок также был уникален. В те времена книги были доступны только богатым дворянам или обитателям монастырей. Наша с тобой миниатюра выполнена в стиле барокко. Его основное отличие в том, что на картине есть множество мелких деталей. Погляди: это и камушки на земле, и обилие всевозможных цветов, разных листиков, птичек, ягод, плодов. Одним словом — барокко! И люди одеты очень красиво. Позы людей застывшие. А давай с тобой изобразим их».

Творческая часть: вам необходимо подготовить „пальчиковые» краски, влажные салфетки и книгу для своего маленького художника. Возьмите несколько альбомных листов, сверните их пополам и прошейте на сгибе нитками. Затем на нескольких листах сделайте небольшие зарисовки, аналогичные сюжетам нашей миниатюры. Это могут быть каменная стена, сад или поляна. Задача маленького художника — максимально детализировать миниатюру. Указательным пальчиком и красной краской можно нарисовать яблочки на деревьях, а мизинчиком пусть попробует изобразить ягоды. Используя желтую, синюю и фиолетовую краску, украсьте миниатюру цветами. А белокаменную стену покройте маленькими разноцветными пятнышками — Вы узнали? — это же райские птички, выпорхнувшие из-под руки вашего крохи!

Ну как, интересно? Наверняка такие познавательные и увлекательные занятия заинтересуют и малыша, и вас! И не бойтесь, что ребенок еще слишком мал для такой программы, что он чего-то не поймет. Специалисты уверены: приобщая детей к миру прекрасного с самого раннего детства, мы формируем у них эстетический вкус и избирательное отношение к окружающей нас действительности.