Определение и общие сведения

Диспраксия

Диспраксия - это своеобразное двигательное расстройство, при котором нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса, но ребенок испытывает трудности в координации и при выполнении сложных и целенаправленных движений.

Расстройство нельзя объяснить умственной отсталостью или какими-либо специфическими врождёнными или приобретёнными неврологическими нарушениями.

Эпидемиология

Распространённость составляет около 6% среди детей в возрасте от 5 до 11 лет. Чаще встречают у мальчиков

Этиология и патогенез

Возможные этиологические факторы разделяют на две группы: факторы развития и факторы изменения мозговых структур. Гипотеза развития предполагает, что расстройство обусловлено нарушением связи между корковыми и исполнительными двигательными системами, а также разной степенью их созревания. Согласно органической теории минимальные повреждения мозга создают предрасположенность к развитию расстройств двигательных функций.

Клинические проявления

Наблюдают нарушения динамического и кинестетического праксиса. В раннем детстве моторная неловкость затрагивает все сферы деятельности, требующие координации. Походка неустойчивая, дети часто спотыкаются и ударяются о препятствия, медленнее обучаются бегу, у них поздно формируются связанные с моторикой навыки самообслуживания (застёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т.п.). Несформированность рисуночно-графических навыков часто создаёт проблемы в период начального обучения: плохой почерк, несоблюдение строки, замедленный темп работы. Степень нарушений варьирует от нарушений "тонкой моторики" до грубой двигательной дискоординации. В старшем возрасте часто отмечают вторичные расстройства (заниженная самооценка, эмоциональные и поведенческие расстройства).

Специфические расстройства развития моторной функции: Диагностика

Диагностический алгоритм:

• Показатель по стандартизированному тесту на моторную координацию как минимум на два стандартных отклонения ниже уровня, ожидаемого для хронологического возраста ребёнка.

• Описанное в первом критерии нарушение существенно препятствует обучению и деятельности в повседневной жизни.

• Наиболее частый критерий исключения - коэффициент интеллектуальности по индивидуально проводимому стандартизированному тесту ниже 70.

Специфические расстройства развития моторной функции: Лечение

Комплекс нейропсихологических методов коррекции моторной дисфункции и модифицированных методик перцептивного моторного обучения. У детей дошкольного возраста используют метод Монтессори, способствующий развитию моторных навыков. Вторичные эмоциональные и поведенческие расстройства требуют проведения психотерапевтического и медикаментозного лечения см. Специфическое расстройство чтения

Прогноз

При отчётливой тенденции к компенсации расстройств двигательных функций в целом двигательная неловкость сохраняется в подростковом возрасте и в течение всей взрослой жизни.

Профилактика

см. Специфическое расстройство чтения

Прочее

Вербальная диспраксия

Синонимы: вербальная диспраксия развития, артикуляционная диспраксия, апраксия речи

Дети с вербальной диспраксией испытывают трудности в создании и координации точных движений, необходимых для четкого речепроизводства в отсутствиипризнаков поражения нервов или мышц. Они испытывают трудности в произнесении отдельных звуков речи и в установлении последовательности звуков в словах. В результате их речь часто непонятна даже членам семьи.

Источники (ссылки)

Психиатрия [Электронный ресурс] / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Тиганова - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - http://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970420300.html

Диспраксия у детей [Электронный ресурс] / В.М. Шайтор, В.Д. Емельянов - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017.

www.dyspraxiafoundation.org.uk