Определение и общие сведения

Группа расстройств, характеризующаяся наличием у одного лица специфических расстройств развития речи, школьных навыков, двигательных функций без значительного преобладания одного из дефектов, которое необходимо для постановки первичного диагноза. Общий признак этой категории расстройств - сочетание их с некоторой степенью нарушения когнитивных функций. Данная плохо определяемая и недостаточно концептуализированная в МКБ-10 диагностическая рубрика по клиническим описаниям приближается к широко использовавшейся и продолжающей использоваться в отечественной психиатрии диагностической категории "задержка психического развития" с выделением её дизонтогенетических и энцефалопатических форм.

Эпидемиология

Наиболее часто отечественные психиатры приводят цифры: 4,6-5,8% учащихся начальных классов имеют "задержку психического развития".

Этиология и патогенез

В развитии указанных расстройств ведущую роль отводят биологическим факторам, в том числе наследственной предрасположенности и негрубым тканевым повреждениям мозговых структур в результате экзогенно-органических воздействий с последующим нарушением формирования межанализаторных связей. Социальные факторы, такие, как дефицит информации, связанный с низким социальным уровнем семьи, безнадзорность, усугубляют проявления смешанного расстройства развития. Патогенез изучен недостаточно. Предполагают, что в одних случаях преобладает механизм задержки созревания и функциональной незрелости соответствующих мозговых структур. В других - механизм выпадения структурных и функциональных элементов, обеспечивающих более высокий уровень интеллектуального развития.

Клинические проявления

Носит полиморфный характер, включающий в различных сочетаниях расстройства, изложенные в разделах Специфические расстройства развития речи и языка , Специфические расстройства развития учебных навыков , Специфические расстройства развития моторной функции.

Смешанные специфические расстройства психологического развития: Лечение

См. разделы Специфические расстройства развития речи и языка , Специфические расстройства развития учебных навыков , Специфические расстройства развития моторной функции.

Прочее

Прогноз

При отчётливой тенденции к уменьшению расстройств с возрастом сниженный уровень когнитивной продуктивности сохраняется в подростковом возрасте и в течение всей взрослой жизни.

Источники (ссылки)

Источники (ссылки): Источники (ссылки): Психиатрия [Электронный ресурс] / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Тиганова - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - http://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970420300.html