СДВГ – с чем можно перепутать

За синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) могут приниматься различные расстройства: тревожные, когнитивные, поведенческие.

Ребенок плохо учится, очень подвижен и импульсивен в школе, но нормально ведет себя дома, или не слушается родителей, но в школе он соблюдает все необходимые правила – это не означает, что у него СДВГ, тут могут иметь место проблемы в воспитании. Причиной может быть недостаток дисциплинированности или повышенная эмоциональность. Нередко бывают случаи, когда неквалифицированность педагогов списывают на гиперактивность ребенка.

По каким признакам можно определить СДВГ

В раннем детском возрасте нарушения в поведении ребенка считаются нормой – происходит формирование психических функций, поведенческих реакций, которые поддаются корректировке.

“Гиперактивными детьми считают тех, кому трудно сконцентрировать внимание. Такой ребенок импульсивен, активен, но координация часто нарушена, неуклюж, все роняет, ломает, проливает, легко отвлекается, задает много вопросов, но редко дожидается ответов” (Евгений Комаровский).

Важный критерий тут – гиперактивность и невнимательность при СДВГ не соответствует возрасту и проявляется в нескольких средах – дома, в школе, в кружках и секциях.

Чаще всего СДВГ диагностируют у детей в возрасте 6-8 лет, когда они идут в школу – становится очевидно, что проблемы с восприятием информации, нарушением поведения мешают учебе и отношениям со сверстниками.

Симптомы СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это расстройство нервной системы, которое сопровождается нарушениями ее функций: невнимательностью, импульсивностью, повышенной двигательной активностью.

Пониженное внимание

Невнимательность проявляется в забывчивости, неспособности долго воспринимать речь и визуальную информацию, выполнять задачи, требующие быстрой адекватной реакции, концентрации внимания. Такие дети часто теряют вещи, например, школьные принадлежности, сменную обувь и т.д.

Импульсивность

Импульсивность выражается в поспешных движениях без обдумывания последствий, эмоциональных реакциях (чаще негативных), нелогичных поступках.

Гиперактивность

Излишняя двигательная активность проявляется в повышенной отвлекаемости, неконтролируемых движениях. Ребенок не может усидеть на месте во время игры или учебы, вскакивает, дергает других детей, с трудом ждет своей очереди, начинает отвечать, не дослушав вопрос до конца, много разговаривает. Такое поведение может восприниматься окружающими как избалованность, невоспитанность и недисциплинированность.

Дети с СДВГ эмоционально нестабильны – раздражительны без повода, беспокойны, плаксивы, иногда агрессивны, у них часто меняется настроение.

Причины СДВГ

Ранее данный синдром назывался ММД (минимальные мозговые дисфункции), что свидетельствует о нарушениях неврологического характера в природе заболевания. В настоящее время специалисты связывают СДВГ с наследственностью, употреблением матери во время беременности токсических веществ (курение, алкоголь, наркотики), осложненными родами, родовыми травмами ребенка.

Классификация

По характеру выраженности основных нарушений психической деятельности у ребенка выделяют три типа СДВГ:

  • невнимательный;
  • гиперактивный-импульсивный (в 2-9 раз чаще встречается у мальчиков);
  • комбинированный.

Диагностическая формулировка "синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания” или "синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности" применяется в случае присутствия шести и более признаков вышеперечисленных типов СДВГ в течение определенного времени (как минимум 6 месяцев). При наличии нарушений одновременно двух первых типов формулировка звучит – "сочетанная форма СДВГ".

Лечение

Проявления СДВГ с возрастом сохраняются у 30-70% заболевших. Признаки лишь трансформируются в определенные модели поведения. Взрослые с данными нарушениями неорганизованны, импульсивны, из-за частых неудач у них низкая самооценка, случаются депрессии, наблюдается склонность к алкоголизму и наркомании, тревожным расстройствам и антисоциальным поступкам. Дезадаптация в обществе выражается в конфликтах в семье, на работе.

Лечить СДВГ можно и нужно. Запущенность синдрома приводит к сложностям в установлении контактов, концентрации внимания, контроля действий и анализа их последствий.

ВАЖНО. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка СДВГ, лучше проконсультироваться у специалиста.

Наиболее эффективным является комплексный метод терапии, включающий лекарственные препараты и психологическую коррекцию, направленную как на ребенка, так и на его родителей.

Поведенческая психотерапия

Нарушение поведения из-за СДВГ и восприятия действительности поддается коррекции с помощью когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). В освоении навыков постановки цели, самоконтроля, управления своими эмоциями и поведением используются методы моделирования ситуаций и ролевых игр, сказкотерапия, песочная психотерапия.

Лекарственная терапия

Лекарства не устраняют проблему единовременно, но помогают концентрировать внимание, стабилизировать эмоции и контролировать поведение. Лечение при СДВГ обычно курсовое, с лекарственными каникулами на летний период времени.

В лечении СДВГ в США, Канаде, западноевропейских странах применяются стимуляторы центральной нервной системы, однако данная группа препаратов запрещена в РФ. В России для терапии СДВГ традиционно используются ноотропные и нейрометаболические препараты. Лекарства назначаются с учетом причин возникновения симптомов, тяжести заболевания, показаний и противопоказаний. Также необходимо принимать во внимание наличие побочных эффектов.

Из перечисленных групп лекарственных средств относительно безопасными (без существенных противопоказаний и побочных эффектов) являются препараты ноотропного действия, но их эффективность отмечается при длительном приеме. Ноотропы способствуют повышению внимания, памяти, эмоциональной стабильности.

Среди ряда ноотропных средств врачи сегодня выделяют ноотроп нового поколения Проспекта. Препарат обладает выраженным нормализующим действием. Проспекта оказывает максимально физиологическое влияние на деятельность мозга, налаживая связи между различными его отделами. Таким образом, клинически Проспекта оказывает ноотропное действие без возбуждающего эффекта, поэтому у детей от 7 лет с СДВГ Проспекта помогает уменьшать выраженность симптомов гиперактивности, импульсивности и невнимательности.

Вспомогательные методы

При СДВГ взрослым и детям врачи рекомендуют заниматься спортом. Даже небольшие регулярные физические нагрузки снимают симптомы гиперактивности, развивают самодисциплину и самоконтроль.

Дополнительными мерами также являются:

  • рациональное питание;
  • соблюдение режима дня;
  • ночной сон 8 ч/сут.

Методы вспомогательной терапии не являются альтернативой основному лечению, они оказывают закрепляющий и поддерживающий эффект. При СДВГ важен комплексный подход, направленный на восстановление функций нервной системы, изменение моделей поведения и улучшение качества жизни.

Прогноз

Для детей, не имеющих врожденных патологий нервной системы и органических изменений головного мозга, прогноз по СДВГ положительный. Грамотная помощь психологов и педагогов, адекватное медикаментозное лечение, а также благоприятный климат в семье помогут ребенку справиться с трудностями.

С возрастом у одной третьей части людей, страдающих СДВГ, симптомы проходят. Это объясняется адаптацией мозга к индивидуальным особенностям организма, включением механизмов компенсации.

Но взрослые, болевшие СДВГ в детстве, в 50% случаев отмечают, что некоторые проявления синдрома сохраняются и доставляют серьезные проблемы в личной жизни, работе, карьере.

Если же СДВГ у ребенка связан с психической патологией или органическим поражением головного мозга, то прогноз зависит от того, насколько синдром усугубит состояние, повлияет на качество жизни, и может быть менее благоприятным.

Диагностика

Часто перевозбужденного ребенка, у которого проявляется гиперактивность и повышенная энергичность, относят к категории детей с патологиями нервной системы. Это далеко не всегда соответствует действительности. Упрямство и непослушание в определенном возрасте – это нормально. Ребенок может капризничать, плохо засыпать, разбрасывать игрушки, драться или баловаться. В границах разумного – это проявление детского самоутверждения, борьба за “место под солнцем” или привлечение внимания к себе.

Следует учитывать, что наблюдения родителей и учителей часто носят субъективный характер, поэтому для постановки диагноза проводится осмотр врачами: неврологом, психиатром, педиатром. Также при необходимости применяются инструментальные исследования состояния и функций нервной системы (ЭЭГ, МРТ и др.) ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция

Коррекция проводится психологом, педагогом, дефектологом и направлена на улучшение нарушенных функций. Рекомендации даются с учетом степени проявления симптомов.

Нарушения памяти корректируются методами развития образного мышления и ассоциаций с использованием рисунков, пиктограмм. Внимание можно тренировать с помощью упражнений на поиск ошибок в тексте или вычислениях. Коррекция организации деятельности проводится планированием коротких задач на пути к цели. Если нарушена функция речи, то потребуется помощь логопеда.

Рекомендуется обучение в классах не более 12 человек продолжительностью до 30 минут. Для лучшего контакта с учителем ребенка можно посадить за первую парту. Обязательными являются мероприятия по соблюдению режима дня, прогулки на свежем воздухе,спокойные игры с небольшим количеством участников.

Изменения в окружении ребенка, отношениях со взрослыми и сверстниками, как правило, положительно влияют на процесс восстановления.

Помощь семьи

Особое значение в коррекционной работе имеет здоровый и благоприятный климат в семье. Отношения с родителями играют огромную роль в усвоении навыков коммуникации и социальной адаптации. Чуткость и внимание к ребенку с СДВГ помогают ему справиться с неконтролируемыми эмоциями, импульсивностью и гиперактивностью.

Доктор Евгений Комаровский советует родителям придерживаться следующих правил в общении с ребенком:

  • Старайтесь не терять контакт, чаще прикасайтесь к ребенку, проявляйте нежность и заботу.
  • Устанавливайте правила поведения и не нарушайте их сами.
  • Показывайте пример соблюдения порядка – у мамы на кухне, у папы в гараже или в мастерской, у детей в комнате.
  • Соблюдайте режим сна и отдыха.
  • Хвалите ребенка по любому поводу. Даже если что-то не получилось, как вы ожидали, главное, что он старался и делал.
  • Найдите способ выхода излишней энергии – побегайте перед сном, поиграйте в энергичные игры.
  • Научите ребенка ответственно собираться в любой выход из дома, расскажите – куда, зачем, с кем, что будете делать.

Задачи ребенку нужно ставить простые и конкретные, можно по пунктам, записывая отдельные шаги. Когда он чем-то увлечен, сначала нужно установить контакт, а затем объяснить, чего вы хотите. Результат оценивайте в баллах или введите собственную знаковую оценку (звездочки, плюсы, галочки) и вместе радуйтесь новым отметкам. Ваша поддержка очень нужна ребенку.

ВАЖНО. Ребенок с СДВГ в семье – это большая нагрузка на взрослых. Среди матерей гиперактивных детей депрессия в различных формах встречается в 20% случаев. Родителям нужно уделять внимание своему эмоциональному состоянию и своевременно обращаться за психологической помощью.

Профилактика гиперактивных расстройств

Появление СДВГ у ребенка предугадать невозможно, поэтому особых мер профилактики не существует.

Профилактика гиперактивных расстройств и синдрома дефицита внимания у ребенка сводится к контролю состояния здоровья будущих родителей, исключению стрессов и употребления токсических веществ женщинами во время беременности, здоровый климат в семье. Гиперопека родителей и также попустительство в воспитании могут усугубить существующие проблемы со здоровьем и поведением ребенка.