Религиозные убеждения являются частым препятствием для обращения родственников алкозависимого больного в наркологическую клинику за помощью. Причиной этому является крайне неоднозначное отношение представителей церкви к такому способу лечения алкоголизма, как кодирование: кто-то говорит, что это вполне допустимый метод, а кто-то относит кодировку к «инструментам дьявола».
Вопрос этот сложный и во многом дискуссионный, но если оставить его философский аспект в стороне, то верующего человека интересует только одно: не согрешит ли он против Бога, если отправит на кодирование от алкоголизма своего спивающегося родственника? Чтобы дать понятный ответ, для начала нужно разобраться, почему некоторые церковные служители выступают против кодирования, и какие они при этом приводят аргументы.
Дополнительно следует уточнить, что церковь возражает исключительно против психологических способов кодирования: по методам Довженко, Рожнова, Эриксона и т. д. Фармакологические способы кодирования, такие как уколы или вшивание капсулы, у священнослужителей никаких претензий не вызывают.
Основные возражения против кодирования
Относя психотерапевтическое кодирование к греховным методам, церковь обычно приводит два основных аргумента:
Гипноз — это грех. Большинство священнослужителей остро негативно относятся к такому методу психотерапии, как гипноз. Церковь считает, что гипнотическое состояние «распахивает дьяволу врата в душу», поскольку в этом случае с человеком «можно делать что угодно». На самом же деле, эти взгляды глубоко ошибочны, поскольку практика показала — даже под гипнозом человек никогда не пойдёт против своих личностных убеждений.
Кодирование — это насилие над разумом. В некотором смысле да, но справедливости ради стоит отметить, что проповедь с призывом раскаяться использует тот же механизм, что и кодирование по Довженко — человеку сначала читают лекцию, а потом делают сильное внушение. Вопрос следует ставить иначе — для каких целей будет использовано такое «внушение-насилие»?
Получается, что весомых аргументов против кодирования у церкви не существует. Напрашивается вывод о том, что недоверие к данному методу противоалкогольной терапии вызвано в большей степени непониманием механизма осуществляемого внушения и порождаемого этим желания немного «перестраховаться».
А есть ли альтернатива?
Ещё один вопрос: возражая против кодирования от алкоголизма, предлагает ли церковь некую альтернативу?
В целом ответ будет утвердительным: священнослужители уверяют, что избавится от алкогольной зависимости можно, если уверовать в Бога и отринуть прежнюю греховную жизнь. Нужно признать, что те алкоголики, которые искренне проникаются верой, действительно бросают пить, а потому метод вполне применим, если только речь не идёт о дремучем сектантстве.
Главная сложность заключается в другом: далеко не все алкозависимые способны на такую глубокую и всепоглощающую веру, которая бы помогла им избавиться от зависимости. А потому вариант кодирования у лицензированного нарколога всё-таки не стоит поспешно отвергать, ведь без этого человека абсолютно точно ждёт лишь одна участь — личностная деградация и смерть.