Глобализация, динамичность и быстротечность современной жизни заставляют людей чувствовать трудности, дискомфорт и неудобство адаптации к ней. И как результат такого неудобства, человеческое существование наполняется эмоциональными переживаниями, постоянными стрессами, неадекватными, невротическими реакциями на окружающих, депрессивными настроями, появлением неуверенности в собственных силах, хронической усталостью и, напоследок, полной потерей психической целостности. Именно из-за этих проблем современности человеку нужно помогать находить решение сложных жизненных ситуаций, наполнять жизнь яркими событиями и впечатлениями, приятными эмоциональными переживаниями. Арт-терапия, что появилась на сечение искусства, психологии и психотерапии – это своеобразный ответ на запросы общественной психологической практики относительно применения художественного искусства как средства укрепления психического здоровья детей и взрослых.
Произведения искусства на протяжении всей истории становились яркими отображениями человеческих грез, желаний и пристрастий, глубоких разочарований и трагических потерь. Занятие искусством помогало людям избавиться от напряжения и стрессов, создавало душевный комфорт, наполняло жизнь энергией, восстановляло жизненные силы.
Современная арт-терапия с успехом используется в психологии и педагогике, социальной работе и в бизнесе. Методика арт-терапии основывается на убеждении, что внутреннее “я” человека трансформируется в визуальные материализованные символические образы всегда, когда он спонтанно, не задумываясь над тем, что должно получиться в конечном итоге, пишет картины, рисует, лепит, творит скульптуру и т.п. Существует мнение, что образы художественного творчества отображают подсознательные процессы, включая внутренние конфликты, страхи, навязчивые идеи, воспоминания о детстве, сновидения.
Очень интересная работа, которая не требует особых способностей и навыков, доступна абсолютно всем, мобилизует творческий потенциал, запускает механизм психического иммунитета и способна через позитивное наполнение менять мировоззрение человека. Процесс творческой деятельности приносит удовлетворение, учит более вольно и спонтанно выражать свои переживания. Искусство позволяет трансформировать в рисунок, фигуру, скульптуру или картину проблему, которая человеком не осознавалась и была вытеснена, вывести наверх, проанализировать и найти ей решение.
В своеобразной форме: через рисунок, игру, сказку, музыку – человек может дать выход собственным эмоциям и переживаниям, получить новый опыт в решение конфликтных ситуаций. Перенося свои переживания из реальности в придуманные сказочные истории, пластилиновые или глиняные фигурки, или же на лист бумаги через рисунок, можно абсолютно иначе, сквозь призму иррационального посмотреть на самого себя, на других людей и на собственную жизнь вообще. В процессе такой деятельности возникает чувство эмоциональной насыщенности, происходит более глубокое понимание своего внутреннего мира. Рисовать, лепить, творить что-то может каждый человек, нужно только найти для этого время и желание. Нужно помнить, что тот ребенок, который живет в каждом взрослом человеке, требует внимания и опеки.