Реклама различных препаратов и БАДов по телевизору навязчива. Какие только средства не предлагаются — от запора, вздутия, грибка и простуды, для поддержания сердца и печени.
Но насколько они эффективны и безопасны, почему врачи в клиниках назначают иные таблетки? Что такое фальсификаты, чем опасны просроченные лекарства, при каких болезнях реклама и самолечение могут навредить, возможны ли отравления препаратами из аптеки, если соблюдается доза
Большинство создателей рекламы активно пользуются тем, что работающее население имеет мало времени на походы к врачам. Им проще по совету из ролика принять лекарство и продолжить трудиться, чем отпрашиваться с работы и стоять в очередях в поликлинике. Для пенсионеров расчет иной, им предлагают «уникальные и эффективные», долго действующие препараты. Но какими бы убедительными ни были заверения актеров в рекламе лекарств, основная их задача — не вылечить, а продать более дорогие средства. У большинства из этих препаратов есть более дешевые и не менее эффективные аналоги, так как действующее вещество в основе — одно и то же. Только дешевое лекарство рекламировать не выгодно.
Часть рекламных роликов ненавязчиво подталкивают людей к поиску у себя несуществующих болезней. Нередко в рекламных роликах перечисляются симптомы, которые легко «примерить» на себя и выявить у себя проблемы печени, болезни кишечника, дисбактериоз и много что еще. В итоге это стимулирует относительно здоровых людей к походу в аптеку хотя бы за витаминами, а обычно — за более серьезными препаратами. В лучшем случае от них не будет никакой пользы и вреда, в худшем — возможны осложнения, возникает риск передозировки или негативных комбинаций с принимаемыми другими лекарствами, что в итоге может не улучшить, а ухудшить имеющиеся у пациента болезни.
Конечно, есть препараты из рекламы, которые реально эффективны, но принимать решение об их приеме при той или иной болезни должен врач, а не сам пациент, подталкиваемый рекламщиками. Нередко те таблетки, что рекламируют, врач как раз и не советует, отдавая предпочтение другим, обладающим меньшим спектром побочных эффектов. Профессионалы медицины знают, о чем умалчивают и в чем лукавят производители препаратов и рекламные ролики.Важно также понимать, что за счет рекламы продвигаются те препараты, которые плохо продаются или не слишком эффективны, но в них вложено немало средств. Зачастую более дешевые аналоги рекламируемых таблеток могут быть эффективнее или равнозначны по действию, но продажа их не выгодна. Также активно рекламируются и те лекарства, которые вышли на рынок совсем недавно. Хотя они и имеют все необходимые для выпуска на рынок исследования, но чтобы оценить отдаленные или поздно проявляющиеся побочные эффекты, нужно около 5 лет их активных продаж и применения. И те люди, которые приобретают эти рекламируемые новейшие таблетки, невольно становится «участниками исследований». После истечения этого срока препарат или далее остается в продаже или снимается с производства в случае выявления неэффективности или непрогнозируемых ранее побочных действий.
Еще одна «фишка» производителей — это создание сенсации. Это запуск информации, обычно в интернете, о появлении «революционного» средства, избавляющего от рака, вирусных инфекций, продлевающего молодость. Естественно, что появись такие препараты реально, первыми бы о них узнали явно не простые граждане, а светила медицины и главы государств. Подобные лекарства анонсируют авторитетные издания, научные журналы и ассоциации медиков и ученых.
А сенсационными «утками» обычно грешат производители БАД, которые красочно в буклетах, на страницах интернет-сайтов или в газетах о здоровом образе жизни расписывают свойства производимого БАДа. Но важно понимать, это пищевые добавки, которые не обладают лечебными свойствами, они имеют профилактическую направленность, хотя стоят порой очень дорого. Важно также понимать, что БАД не заменяет собой лекарства, а только дополняет основную терапию или применяется после нее, как поддерживающее средство. Не стоит верить и информации, которую распространяют на «горячих линиях», операторы нацелены на то, чтобы заверить потребителей в уникальности средства. Но, зачастую, ни особенности патологии, ни реальные болезни или возраст пациентов в расчет не берутся.
Результаты периодически проводимых проверок показывают, что до 15-20% препаратов на отечественном рынке — фальшивки. В них действующего вещества или нет совсем, либо его крайне мало для реального эффекта. Помощь от таких препаратов заключается исключительно в плацебо-эффекте. Подобные средства, принимаемые при серьезных болезнях, опасны, они могут привести к гибели, если на фоне приступа вместо нужного состава используется «пустышка». Кроме того, в составе подделок могут быть опасные вещества, которые при регулярном приеме грозят отравлением или тяжелыми побочными эффектами, аллергией.
Не менее опасны и просроченные лекарства, изменить срок годности которых относительно несложно. В лучшем случае прием таких средств будет просто бесполезной тратой денег и времени. А если срок годности истек, изменения внутри препарата могут вызвать отравление за счет изменения свойств входящих в состав компонентов. Наиболее опасны в этом отношении антибиотики, некоторые препараты против туберкулеза и часть других средств. Возможно как острое отравление, возникающее с самого начала лечения такими средствами, так и хроническое. При этом симптомы отравления формируются по мере накопления просроченных медикаментов в организме.
Опасны устаревшие лекарства, которые из экономии закупаются для лечения в государственных учреждениях. Для части из них эффективность уже существенно снижена, имеются более активные и безопасные аналоги, хотя и более дорогие.