Изменения, внесенные в правила обязательного медицинского страхования, касаются прежде всего: способов подачи заявления о выборе страховой организации или ее замене; требований к полису ОМС, его виду и содержащейся информации; сроков действия временного полиса, выдаваемого при восстановлении утерянного документа; частоты и способов информирования застрахованных лиц; диспансеризации населения и путей решения спорных вопросов. По словам основателя системы ОМС в нашей стране Владимира Гришина, новые правила обязательного медицинского страхования помогут людям получать более качественную медицинскую помощь, а также создадут все условия для эффективной профилактики различных заболеваний среди населения. Запланированная диспансеризация позволит оценить общий уровень здоровья россиян, определить возможные риски и рассчитать масштабы предполагаемого финансирования сферы здравоохранения.
Новые полисы, получившие название полисов единого образца, представлены в бумажном и электронном варианте. Менять старые полисы на новые, независимо от даты их выдачи, не нужно. Сделать это можно либо по желанию, либо по необходимости, например, при утере документа. По приказу Министерства здравоохранения, при наличии в едином регистре данных о застрахованном лице для прохождения идентификации в медицинском учреждении достаточно предоставить собственный паспорт или любое другое удостоверение личности. Подать заявку на выбор или замену страховой организации, а также заявление об утере самого полиса теперь можно: в письменной форме, адресованной сразу страховой медицинской организации; через сайт территориального фонда ОМС, Единый портал государственных и муниципальных услуг или МФЦ при наличии у застрахованного лица электронной подписи. Как и прежде, сделать это может любой совершеннолетний гражданин. Получение страхового медицинского полиса для ребенка является ответственностью его родителей или других законных представителей. Программа обязательного медицинского страхования для иностранных граждан будет работать по тому же принципу. Но в случае отсутствия официального приглашения от работодателя, разрешения на работу и вида на жительство получение полиса ОМС иностранными гражданами невозможно. Кроме того, согласно новым правилам ОМС, время действия временного полиса увеличивается с 30 до 45 дней. Напомним, что чаще всего такой документ выдают при утрате постоянного полиса, смене фамилии и уточнении других личных данных, переезде в другой регион и др. При этом гарантии, предоставляемые владельцу временного полиса, остаются такими же.
Как говорилось выше, по новым правилам ОМС, в течение двух лет всем застрахованным лицам придется пройти диспансеризацию. И это, пожалуй, один из основных вопросов, который в связи с нововведениями больше всего волнует граждан. Начнем с того, что и раньше каждый обладатель страхового медицинского полиса мог пройти бесплатную диспансеризацию раз в три года. Но многие пренебрегали таким правом. Однако до этого страховые медицинские организации оповещали граждан ежеквартально и делали это добровольно, а теперь они будут напоминать застрахованным лицам о необходимости прохождения диспансеризации и профосмотров каждый месяц в обязательном порядке. Более того, если человек все же решит отказаться от своего права, страховой представитель свяжется с ним и попросит указать причину отказа. Профилактический осмотр и диспансеризация россиян позволят определить состояние здоровья каждого человека, а при наличии хронических заболеваний поставить его под диспансерное наблюдение. В таком случае он получит право проходить соответствующие обследования не реже 1-2 раз в год, а то и чаще, в зависимости от диагноза, даже при хорошем самочувствии и отсутствии каких-либо жалоб. Перечень хронических заболеваний и особенности диспансерного наблюдения по ним утверждены приказом Минздрава РФ от 29 марта 2019 г. №173н. Объем и характер диспансеризации детей, как и прежде, зависит от их возраста и включает конкретный перечень обследований и анализов.
Согласно новым правилам ОМС, полное информирование застрахованных лиц теперь является обязанностью страховых медицинских организаций. На сайтах компаний можно будет найти всю информацию о медучреждениях, принимающих участие в ОМС, графике их работы, контактах, возможности записи на прием в вечернее время и в субботу. Ежемесячно сотрудники страховых компаний будут напоминать гражданам о необходимости профилактики, звонить им, отправлять СМС или оповещать любыми другими доступными способами.
Страховые компании будут проверять качество медицинского обслуживания владельцев полисов. Они обязаны принимать жалобы и обращения от граждан, проводить по ним проверку, задавать соответствующие вопросы врачу и отстаивать права обслуживаемого населения. По мере необходимости страховые компании должны проводить медико-экономическую экспертизу и проверку качества оказания медицинской помощи. При этом медорганизации обязаны будут предоставить место для представителей страховых компаний 2 и 3 уровня. Таким образом, застрахованные лица смогут высказывать свои жалобы и претензии непосредственно на месте оказания медицинских услуг. Регулировать подобные вопросы помогут штрафные санкции, под которые рискует попасть медучреждение при назначении пациенту неэффективных или нецелесообразных схем лечения.