Медицинские услуги в России предоставляют в рамках системы страхования (ОМС, ДМС) и на платной основе. Система ОМС не предполагает, что медпомощь оказывается безвозмездно, а лишь означает, что оплату производят страховые организации, получая деньги в качестве ежемесячных взносов от работодателя, муниципалитетов. Независимо от порядка оплаты в отношении оказанных медицинских услуг применяют нормы гражданского законодательства и Закона о защите прав потребителей.

Основные понятия

Качество медицинской помощи оценивают по ряду основных показателей:

  • Своевременность ее предоставления.
  • Правильность поставленного диагноза, выбранной схемы лечения и реабилитации.
  • Результат оказанной медпомощи.

Лечебные, медицинские учреждения и конкретные специалисты несут по закону гражданско-правовую ответственность перед пациентами.

Сложность заключается в невозможности со 100-процентной гарантией предсказать результат лечения. Простой пример: к стоматологу обращается пациент с кариесом. Врач начинает медицинские манипуляции. После вскрытия зуба обнаруживается, что состояние хуже предполагаемого, и требуется более длительное лечение пульпита.

Термин «врачебная ошибка», несмотря на частое применение его в обыденной речи, российским законодательством не предусмотрен. Как правило, медицинские работники понимают под ним добросовестное заблуждение. А пациенты – халатность и пренебрежение профессиональными обязанностями, за которые необходимо наказывать.

Порядок действий, если медицинская услуга некачественная

Если гражданин уверен, что оказанная ему медицинская услуга низкого качества, не надо спешить в суд. Первое, что требуется сделать – обратиться к главврачу. А при его отсутствии к иному уполномоченному лицу.

Обращение составляют в виде письменной претензии в двух экземплярах. Один передают главврачу. Второй остается у пациента: на этом экземпляре проставляется дата принятия заявления и подпись главврача с расшифровкой (или секретаря). Лучше обращаться с претензией лично, но при отсутствии свободного времени документ разрешается направить заказным письмом с уведомлением о вручении.

Часто такого шага бывает достаточно, если требования пациента однозначны, законны и адекватны.

Что можно потребовать у медицинской организации:

  • Возврата уплаченных денежных средств (за исключением медпомощи по ОМС и ДМС).
  • Уменьшение стоимости медуслуг.
  • Устранение допущенных недостатков.
  • Повторное оказание медицинской услуги.

Страховая организация

Если медуслуга оказывается в рамках ОМС или ДМС, предъявить претензии к ее качеству можно с помощью страховой компании. Например, в муниципальной поликлинике отказывают прикреплять гражданина, мотивируя тем, что он зарегистрирован в другом населенном пункте. Достаточно позвонить своему страховщику, проблема быстро решится. Номер телефона и адрес страховой компании указан на медицинском полисе.

При более серьезных проблемах нужно подать заявление в страховую компанию, которая рассмотрит его в течение 30 дней, проведет свою проверку и даст ответ. Не надо думать, что страховщики и медицинские работники (особенно руководители больниц) объединяются против пациентов. В реальности это, скорей, наоборот. А результаты экспертизы, проведенной страховой компанией в дальнейшем могут пригодиться, если дело дойдет до суда.

Надзорные ведомства

Работу медицинских учреждений контролирует целый ряд государственных организаций. И в каждую из них можно обратиться с жалобой на низкое качество медицинской услуги.

Начинать лучше с территориального отделения ФОМС. Желательно записываться на прием лично и приходить с пакетом документов.

В медицинских учреждениях очень не любят проверки, инициированные ТФОМС. Есть большой шанс с помощью юристов Фонда восстановить свои права.

Подать жалобу можно также в Роспотребнадзор и Росздравнадзор. Хотя последнее время от этих структур все чаще приходят простые отписки. Но, учитывая, что обращения просто подать онлайн через электронные приемные, этот шаг не повредит. И есть вероятность, что поможет.

Судебное разбирательство

Когда обращения в надзорные органы и к руководству медицинского учреждения не помогли, остается подача искового заявления в суд. Без судебного решения не обойтись также, если пациент намерен взыскать деньги:

  • За моральный ущерб.
  • Оплату услуг иной клиники, где исправляли последствия неправильного лечения.
  • Утраченный доход от потери трудоспособности.
  • Покупку лекарственных препаратов, путевок в санаторий, дополнительного питания.

Практикующие юристы советуют не затевать судебные тяжбы с медицинскими организациями, если сумма ущерба составляет менее 200 тыс. руб., т.к. процесс связан с существенными расходами. Судья решает, на ком лежит бремя доказывания, т.е. истец или ответчик должен оплатить услуги экспертов, которые очень недешевы. При этом медицинская организация обязана доказать правильность своих действий. А пациент доказывает факт причинения ему вреда.

Исковое заявление подают в районный суд по месту нахождения медицинского учреждения или по месту причинения вреда. К нему прилагают документы, обосновывающие притязания истца:

  • Медкарту.
  • Договор с медицинским учреждением.
  • Заключение медицинской комиссии.
  • Платежные документы.
  • Заключения по результатам экспертиз.
  • Документы, подтверждающие факт обращения в другие клиники и т.п.

Кто поможет?

Защита прав пациента требует внимательного подхода и знания целого ряда нормативно-правовых актов. В таких ситуациях обойтись без помощи юриста очень трудно. Важно оценить возможные перспективы дела. Поэтому стоит обратиться за юридической помощью до начала активных действий.

Правильно составленные документы (претензии главврачу, жалобы в надзорные ведомства, иски в суд) – это уже половина дела. Выполнить такую работу могут медицинские юристы https://pravo.legal/indexfiz/yurist-po-medicinskim-voprosam/.

Если дело сложное: с привлечением экспертов, анализом большого объема документации, помощь профессионалов позволит с ним справиться.