Медицинские услуги в России предоставляют в рамках системы страхования (ОМС, ДМС) и на платной основе. Система ОМС не предполагает, что медпомощь оказывается безвозмездно, а лишь означает, что оплату производят страховые организации, получая деньги в качестве ежемесячных взносов от работодателя, муниципалитетов. Независимо от порядка оплаты в отношении оказанных медицинских услуг применяют нормы гражданского законодательства и Закона о защите прав потребителей.
Основные понятия
Качество медицинской помощи оценивают по ряду основных показателей:
- Своевременность ее предоставления.
- Правильность поставленного диагноза, выбранной схемы лечения и реабилитации.
- Результат оказанной медпомощи.
Лечебные, медицинские учреждения и конкретные специалисты несут по закону гражданско-правовую ответственность перед пациентами.
Сложность заключается в невозможности со 100-процентной гарантией предсказать результат лечения. Простой пример: к стоматологу обращается пациент с кариесом. Врач начинает медицинские манипуляции. После вскрытия зуба обнаруживается, что состояние хуже предполагаемого, и требуется более длительное лечение пульпита.
Термин «врачебная ошибка», несмотря на частое применение его в обыденной речи, российским законодательством не предусмотрен. Как правило, медицинские работники понимают под ним добросовестное заблуждение. А пациенты – халатность и пренебрежение профессиональными обязанностями, за которые необходимо наказывать.
Порядок действий, если медицинская услуга некачественная
Если гражданин уверен, что оказанная ему медицинская услуга низкого качества, не надо спешить в суд. Первое, что требуется сделать – обратиться к главврачу. А при его отсутствии к иному уполномоченному лицу.
Обращение составляют в виде письменной претензии в двух экземплярах. Один передают главврачу. Второй остается у пациента: на этом экземпляре проставляется дата принятия заявления и подпись главврача с расшифровкой (или секретаря). Лучше обращаться с претензией лично, но при отсутствии свободного времени документ разрешается направить заказным письмом с уведомлением о вручении.
Часто такого шага бывает достаточно, если требования пациента однозначны, законны и адекватны.
Что можно потребовать у медицинской организации:
- Возврата уплаченных денежных средств (за исключением медпомощи по ОМС и ДМС).
- Уменьшение стоимости медуслуг.
- Устранение допущенных недостатков.
- Повторное оказание медицинской услуги.
Страховая организация
Если медуслуга оказывается в рамках ОМС или ДМС, предъявить претензии к ее качеству можно с помощью страховой компании. Например, в муниципальной поликлинике отказывают прикреплять гражданина, мотивируя тем, что он зарегистрирован в другом населенном пункте. Достаточно позвонить своему страховщику, проблема быстро решится. Номер телефона и адрес страховой компании указан на медицинском полисе.
При более серьезных проблемах нужно подать заявление в страховую компанию, которая рассмотрит его в течение 30 дней, проведет свою проверку и даст ответ. Не надо думать, что страховщики и медицинские работники (особенно руководители больниц) объединяются против пациентов. В реальности это, скорей, наоборот. А результаты экспертизы, проведенной страховой компанией в дальнейшем могут пригодиться, если дело дойдет до суда.
Надзорные ведомства
Работу медицинских учреждений контролирует целый ряд государственных организаций. И в каждую из них можно обратиться с жалобой на низкое качество медицинской услуги.
Начинать лучше с территориального отделения ФОМС. Желательно записываться на прием лично и приходить с пакетом документов.
В медицинских учреждениях очень не любят проверки, инициированные ТФОМС. Есть большой шанс с помощью юристов Фонда восстановить свои права.
Подать жалобу можно также в Роспотребнадзор и Росздравнадзор. Хотя последнее время от этих структур все чаще приходят простые отписки. Но, учитывая, что обращения просто подать онлайн через электронные приемные, этот шаг не повредит. И есть вероятность, что поможет.
Судебное разбирательство
Когда обращения в надзорные органы и к руководству медицинского учреждения не помогли, остается подача искового заявления в суд. Без судебного решения не обойтись также, если пациент намерен взыскать деньги:
- За моральный ущерб.
- Оплату услуг иной клиники, где исправляли последствия неправильного лечения.
- Утраченный доход от потери трудоспособности.
- Покупку лекарственных препаратов, путевок в санаторий, дополнительного питания.
Практикующие юристы советуют не затевать судебные тяжбы с медицинскими организациями, если сумма ущерба составляет менее 200 тыс. руб., т.к. процесс связан с существенными расходами. Судья решает, на ком лежит бремя доказывания, т.е. истец или ответчик должен оплатить услуги экспертов, которые очень недешевы. При этом медицинская организация обязана доказать правильность своих действий. А пациент доказывает факт причинения ему вреда.
Исковое заявление подают в районный суд по месту нахождения медицинского учреждения или по месту причинения вреда. К нему прилагают документы, обосновывающие притязания истца:
- Медкарту.
- Договор с медицинским учреждением.
- Заключение медицинской комиссии.
- Платежные документы.
- Заключения по результатам экспертиз.
- Документы, подтверждающие факт обращения в другие клиники и т.п.
Кто поможет?
Защита прав пациента требует внимательного подхода и знания целого ряда нормативно-правовых актов. В таких ситуациях обойтись без помощи юриста очень трудно. Важно оценить возможные перспективы дела. Поэтому стоит обратиться за юридической помощью до начала активных действий.
Правильно составленные документы (претензии главврачу, жалобы в надзорные ведомства, иски в суд) – это уже половина дела. Выполнить такую работу могут медицинские юристы https://pravo.legal/indexfiz/yurist-po-medicinskim-voprosam/.
Если дело сложное: с привлечением экспертов, анализом большого объема документации, помощь профессионалов позволит с ним справиться.