Охрана здоровья граждан – приоритетное направление деятельности государства. К оборудованию медицинского назначения предъявляются высокие требования. Некачественные приборы и устройства к эксплуатации не допускаются. Законы Российской Федерации определяют способы регулирования конфликтов в сфере поставок.
Виды оборудования
Для врачебных манипуляций используется разнообразная аппаратура. Она предназначена для:
- профилактики заболеваний;
- диагностики и выявления скрытых расстройств здоровья;
- лечения пациентов;
- реабилитации после перенесенных травм, операций;
- проведения различных исследований;
- оценки состояния организма.
В соответствии со ст. 38 Федерального Закона № 323 от 21.11.2011 оборудование и узконаправленное программное обеспечение, задействованные в здравоохранении, относятся к категории медицинских изделий. Они предназначены для оснащения операционных, палат, аптек, лабораторий.
Например, для комплектации противошоковой палаты потребуется:
- аппарат ИВЛ;
- дыхательный мешок;
- дефибриллятор;
- электрокардиостимулятор;
- насосы: шприцевой, инфузионный;
- и еще 10 приборов для восстановления функций организма (приложение № 9 к Приказу МЗ РФ № 919н от 15.11.2012).
Немаловажное значение имеет санитарное оборудование. К нему относятся устройства для поставки воды и тепла, канализация, газоснабжение. На элементарные раковины, ванны, душевые, унитазы, радиаторы, установленные в медучреждениях, распространяются требования к исправности их состояния и соответствии техническим нормам.
Виды дефектов медицинского оборудования
Любая аппаратура имеет один из двух статусов: рабочая и неисправная. Когда любой из параметров не соответствует нормативно-технической базе или конструкторским данным, прибор признается неработоспособным.
ГОСТ 27.102-2021, утвержденный Росстандартом, определяет понятие сбоев и отказов в работе технических изделий, в том числе медицинского оборудования.
Обстоятельства, указывающие на неисправность аппаратов и приборов:
- явный отказ техники. При визуальном осмотре и подготовке к эксплуатации заметны дефекты. Возможен выход аппаратуры из строя в начальный период применения по назначению;
- скрытый отказ зрительно никак не проявляется. Обнаружить неисправность можно в процессе использования или проведения техобслуживания;
- конструкторский отказ - является результатом нарушений при проектировании устройства;
- производственный отказ или в просторечии брак возникает при несоблюдении и пренебрежении к требованиям процесса изготовления, ремонта оборудования.
Во избежание конфликтных ситуаций с получением и эксплуатацией некачественного оборудования законодателем предусмотрен алгоритм проверки и принятия на баланс медучреждения.
Приемка медицинских изделий
Приказ Минздрава РФ № 674н от 18.10.2022 определяет последовательность действий:
- Проверить соответствуют ли условия транспортировки установленным правилам. Грузополучатель должен проверить целостность упаковки, осмотреть прибор. Необходимо сверить маркировку изделия, ознакомиться с сопроводительными документами. При несоответствии условий транспортировки поставщику направляют претензию с последующим возвратом аппаратуры.
- Когда замечаний по доставке нет, более тщательно просматривают поступившую с оборудованием документацию. Нужно посчитать количество изделий, проверить соответствуют ли серия и срок годности с указанными в техническом описании.
- Проверить по базам данных наличие информации о приостановлении или изъятии из обращения медоборудования. Один из источников – Единый Реестр медицинских изделий. При получении через БД ссылки на выведенный из эксплуатации прибор, его отправляют в зону карантинного хранения для дальнейшей передачи поставщику.
- При отсутствии замечаний и нарушений поступившую аппаратуру приходуют, размещают на основном месте хранения (в кабинете, лаборатории, операционной и пр.).
Действия при поставке некачественного медицинского оборудования
Получив неисправный прибор или устройство, грузополучатель выбирает способы разрешения конфликта:
- переговоры. При личной встрече, в телефонном разговоре, на сайте можно решить многие проблемы. Если поставщик ценит свою репутацию и заинтересован в качестве изделий, он пойдет навстречу получателю;
- досудебная претензия. Не достигнув приемлемого результата, потребитель вправе направить претензию с описанием неисправностей и требованием безвозмездного устранения дефектов или возврата оборудования. Документ составляют в произвольной форме, образцы легко найти в интернете;
- судебное разбирательство. Когда поставщик не включается в переговорный процесс, приходится обращаться в суд. В качестве доказательства может понадобиться заключение эксперта и помощь юриста.
Медицинское оборудование, как правило, технически сложный товар. При обнаружении недостатков стоит воспользоваться нормами Закона о защите прав потребителей № 2300-1 от 07.02.1992 (ред. от 04.08.2023). Можно потребовать полного возврата стоимости или замены на аналогичный товар (ст. 18).
На основании вышеуказанного закона поставщик прибора ненадлежащего качества будет обязан:
- вернуть за него деньги;
- заплатить неустойку;
- компенсацию за моральный вред;
- штраф в размере 50 % от присужденной суммы.
Подобные санкции возможны только в случае судебного разбирательства.
Независимая экспертиза медицинского оборудования
В судебном процессе судья может назначить экспертизу медицинского оборудования или воспользоваться предоставленным стороной истца заключением. Изучение и исследование некачественной аппаратуры могут проводить учреждения, в которых экспертная деятельность закреплена уставом. В противном случае выводы эксперта могут быть признаны судом недопустимым доказательством. Деятельность экспертного учреждения регламентируется нормами ФЗ № 73 от 31.05.2001.
Этапы проведения экспертизы
- изучение технических документов медоборудования;
- осмотр, проверка аппаратуры и установленного на ней программного обеспечения;
- исследование параметров медтехники с помощью специальных методов и приборов;
- анализ проведенного тестирования;
- подготовка, выдача заключения.
Задача эксперта - установить наличие или отсутствие неисправностей, указать причину их возникновения, определить техническое состояние приборов. В отношении программного обеспечения требуется уточнить соответствует ли оно техдокументации и выполняет ли возложенные задачи.
При получении некачественного медицинского оборудования потребуется помощь компетентного консультанта. Эксперт проведет исследование, напишет заключение. Грамотный специалист даст необходимые рекомендации, поможет при составлении документов.