В нашей жизни полно опасностей. Наверное, самые страшные из них — это болезни. Человечество борется с ними на протяжении всей своей истории. Принято считать, что лекарственная терапия — наиболее безопасная форма борьбы. Но любое лекарство имеет и побочные действия. Часто о них предупреждают вкладыши, набранные мелким шрифтом. Что кроется за внешне безобидными предупреждениями? Оказывается, в США осложнения лекарственной терапии прочно занимают 4−6 место среди причин смертности. Лекарства уносят на порядок больше жизней, чем дорожно-транспортные происшествия! Американцы тратят на лечение «от лекарств» 76 миллиардов долларов ежегодно. В ходе исследований, проведенных в Великобритании, выяснилось, что лекарственные средства становятся причиной смерти в 10 раз чаще, чем скальпель хирурга. Очень тревожные и выразительные сведения. Сегодня на человека обрушился настоящий шквал медицинских препаратов. Если в 17−18 веках за столетие по всему миру создавалось около 5 новых лекарственных средств, то в 19 веке уже по одному ежегодно. А за последние полвека вообще произошла настоящая революция. Фармацевтика превратилась в супердоходный вид бизнеса. После Второй мировой войны придумано порядка 10 тысяч действующих веществ.
На этой основе создано в 20 раз больше препаратов, а их разновидностей под различными торговыми марками вообще не счесть. Фармацевты без устали трудятся над новыми молекулами, призванными облегчить боль и страдания. Слов нет, цели благородны. Но вот будет ли фармацевтическая компания создавать все новые и новые медицинские препараты без возможности получить прибыль? С учетом последней деятельность компаний выглядит не так благородно. Американское Управление контроля качества пищевых продуктов и лекарств считает, что только 3% новых лекарств внесли важный вклад в фармакотерапию, 13% — скромный вклад, а 84% вообще оказались бесполезны или принесли минимальную пользу. Правительство США запретило государственным исследовательским организациям работать по заказам частных фармацевтических компаний и даже консультировать их. Причина в сознательных искажениях результатов в лучшую сторону. Не трудно догадаться, под чью музыку пели «независимые» государственные исследователи. Но это у «них».
Может быть у «нас» не так? Лучше? Не думаю. В Беларуси и в соседней России вообще не ведется никакой официальной статистики негативного действия лекарств. Может, поэтому мы так беспечно относимся к предупреждениям? А между тем, только в Минске за последние 5 лет с побочным действием лекарственных средств можно связать 132 летальных исхода. Официальная медицина «прячет голову в песок» и предпочитает не замечать грозности ситуации. Медикам проще списывать вызванные лекарством проблемы на другие причины, чем доказывать неочевидную истину, тратить нервные клетки и время в разбирательствах. Что же делать? Вернуться к временам, когда в саквояже у земского врача на все случаи жизни лежали сурьма и касторка? Конечно, нет. Это невозможно и нецелесообразно. Решить проблему качества лекарственных средств рядовой потребитель не сможет самостоятельно. А вот проявлять заботу о собственном здоровье, недоверчиво и осторожно относиться к хвалебным рекламным роликам нам всем по силам.