Доклад подготовлен Независимой комиссией высокого уровня по неинфекционным заболеваниям (НИЗ). Его авторы предупреждают, что при сегодняшней динамике борьбы с НИЗ поставленная ООН цель не будет достигнута.
Это может привести не только к замедлению глобального развития, но и к коллапсу систем здравоохранения в странах с низким и средним уровнем дохода. Для исправления ситуации, считают в ВОЗ, необходимы срочные и решительные меры.
Какие болезни самые опасные?
Человек — существо смертное. За молодостью приходит старость, а за ней, раньше или позже, приходится покидать мир. Поделать с этим ничего нельзя, считают философы. Но врачи смотрят на жизнь иначе — они знают: никто не умирает от старости, все умирают от болезней. И если этим болезням противостоять, то жизнь человеческую можно не только значительно продлить, но и наполнить её энергией, творчеством, делами и событиями.
Поэтому самые важные болезни для врачей — те, которые становятся основными причинами смерти. Они требуют к себе особого внимания. По данным ВОЗ, 71% смертей в мире приходится на долю так называемых хронических заболеваний, по терминологии организации — неинфекционных.
Самая опасная группа из них — сердечно-сосудистые. От инфаркта и инсульта ежегодно умирает 17,9 млн человек. Даже онкология уносит в два раза меньше жизней — 9 млн. Другие заболевания ещё меньше: респираторные (хроническая обструктивная болезнь лёгких и астма) — 3,9 млн, диабет — 1,6 млн. В совокупности на эти 4 группы приходится 81% смертей от неинфекционных болезней.
При этом, по мировой статистике, в более трети случаев смерть от хронических болезней наступает вовсе не в преклонном возрасте, а в промежутке от 30 до 69 лет. В понимании медицины начала XXI века это преждевременно. Правда, такое понимание часто обгоняет локальные (страновые и даже континентальные) стереотипы о здоровье, качестве и продолжительности жизни. Но современная медицина не фиксирует стереотипы, а задает свои нормы.
Опираясь на эти нормы, ООН и сформулировала одну из основных целей устойчивого развития: снижение к 2030 году уровня преждевременной смертности от неинфекционных заболеваний на треть. Эта цель очень амбициозна — особенно если учесть масштабный рост количества НИЗ, который часто оценивается как эпидемия. Но недостижение этой цели чревато серьёзными последствиями для качества жизни людей и социально-экономического развития в глобальном масштабе. Причём для стран «с низким и средним уровнем дохода», как сформулировано в докладе ВОЗ, эти последствия могут вырасти от серьёзных до катастрофических.
Как Россия борется с хроническими заболеваниями?
Различные документы ООН содержат положения о том, что неинфекционные заболевания — одна из основных угроз развития в XXI веке. На полях этой организации страны на самом высоком уровне принимали обязательства по борьбе с этими болезнями, причём с точными датами исполнения. И несмотря на это, Всемирная организация здравоохранения вынуждена сегодня констатировать «отсутствие надлежащего глобального прогресса в области борьбы с НИЗ и самую реальную возможность того, что задача 3.4 Целей в области устойчивого развития не будет выполнена».
По этой причине в октябре 2017 года в ВОЗ была создана новая Независимая комиссия высокого уровня по НИЗ — от неё потребовались «решительные рекомендации, которые позволили бы странам уменьшить воздействие ведущей причины смерти в мире». Одним из сопредседателей комиссии стала министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова.
Ответственная роль российского министра в решении столь важной глобальной проблемы обусловлена высокими результатами работы нашего здравоохранения и государства в целом по борьбе с неинфекционными заболеваниями. За беспрецедентной по масштабам модернизацией медицинского оборудования последовало создание профильных систем и структурные реформы здравоохранения. Это вывело Россию в число стран с самой высокой динамикой развития в сфере охраны здоровья и самыми современными специализированными системами оказания медицинской помощи.
Так, результатом реализации знаменитой «сосудистой программы» стало создание по всей стране сети из 600 сосудистых центров по лечению инфарктов и инсультов — она признана лучшей в мире и привела к снижению смертности от инсультов более чем вдвое за 10 лет.
Система экстренной медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях включает, помимо сосудистых, 1,5 тысячи травмоцентров. Она тоже развернута по всей стране и обеспечивает начало терапевтических процедур в течение «золотого часа», когда медицинская помощь наиболее эффективна. Для этого потребовалась модернизация скорой помощи, начиная с обновления парка спецавтомобилей и заканчивая переходом на диспетчеризацию на основе системы ГЛОНАСС. Развитие и распространение по регионам высокотехнологичной медицинской помощи сделало доступными практически по месту жительства такие операции, как стентирование сосудов.
Это всё — программы, которые либо уже в основном завершены, либо находятся на финальной стадии. А уже на самом высоком уровне анонсирована новая национальная программа — по борьбе с онкологическими заболеваниями, которая будет реализовываться в ближайшие годы.
Как можно предотвратить болезнь?
При всём при том лечение неинфекционных заболеваний — не единственная составляющая борьбы с ними. Ведь они во многом предотвратимы и поддаются профилактике. Поэтому отечественная медицина сосредотачивается на новых стратегических направлениях, ранее ей не очень свойственных и нашим гражданам не особенно привычных, — профилактике заболеваний и продвижении здорового образа жизни. Как показывает упрямая медицинская статистика, влияние этих двух факторов на здоровье человека имеет не меньший эффект, чем тот, что достигается от применения самых современных методов лечения.
В результате введения с 2012 года всеобщей диспансеризации количество людей, контролирующих своё артериальное давление, увеличилось более чем в 1,5 раза, а снижающих уровень холестерина в крови — в 3,5 раза. Благодаря активному онкопоиску около 56% всех злокачественных новообразований выявляется сейчас на 1-2 стадиях, поэтому 5-летняя выживаемость пациентов выросла почти до 54%, а в прошлом году впервые снизилась и смертность от онкозаболеваний — на 3,6%.
Ещё более сложное направление — продвижение здорового образа жизни, то есть работа со здоровыми людьми, которые считают, что врачи им не нужны, и гордятся тем, что много лет их в глаза не видели.
Как следует из доклада ВОЗ, важнейшая часть борьбы с НИЗ — минимизация управляемых факторов риска, которые чётко определены. Это употребление табака, недостаточная физическая активность, злоупотребление алкоголем и нездоровое питание. Поэтому к продвижению здорового образа жизни в России относятся очень серьёзно, причём даже не на уровне Минздрава, а на высшем уровне госуправления. Совет при президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам в июле прошлого года утвердил приоритетный проект «Формирование здорового образа жизни» со сроком реализации до 2025 года.
Именно такой, как принято говорить в России, государственный подход к противодействию неинфекционным заболеваниям и требуется сегодня от руководства государств, считают авторы доклада ВОЗ. В сентябре их выводы и рекомендации будут обсуждаться на совещании высокого уровня Генеральной ассамблеи ООН. Тогда и будет сделана новая попытка переломить всемирное наступление хронических болезней.