Блокада Ленинграда

Сколько дней длилась блокада Ленинграда. В некоторых источниках указывается срок в 871 день, но говорят также о периоде в 900 дней. Здесь можно пояснить, что срок в 900 дней указывается просто для обобщения.

Да и в многочисленных литературных произведениях на тему великого подвига советского народа было удобнее употреблять именно эту цифру.

Что такое Ленинградская блокада

Карта блокады
Карта блокады

Блокада города Ленинграда названа наиболее продолжительной и ужасной осадой за всю российскую историю. 2 с лишним года страданий явились примером великой самоотверженности и мужества.

Считают, что их можно было избежать, не будь Ленинград столь привлекательным для Гитлера. Ведь в нем был расположен и Балтийский флот, и дорога на Архангельск и Мурманск (во время войны оттуда поступала помощь от союзников). Если бы город сдался, его бы разрушили, в буквальном смысле стерли с лица земли.

Но и по нынешнюю пору историки и просто люди, имеющие интерес к тому периоду, стараются понять, можно ли было избежать того ужаса, своевременно подготовившись к блокаде. Вопрос этот, безусловно, спорный и требует тщательного рассмотрения.

Как начиналась блокада

Кольцо блокады сомкнулось вокруг города 8 сентября 1941 года, когда с подачи Гитлера были развернуты массивные военные действия поблизости от Ленинграда.

Поначалу в серьезность ситуации мало кто поверил. Но некоторые жители города стали основательно готовиться к осаде: из сберкасс срочно изымались сбережения, закупались запасы продовольствия, магазины буквально опустели. Поначалу можно было уехать, но спустя несколько дней начались постоянные обстрелы и бомбежки, и возможности для отъезда оказались отрезаны.

Продовольственные карточки
Продовольственные карточки
С первого дня блокады город стал страдать от отсутствия запасов продовольствия. В складах, где должен был храниться стратегический запас, случился пожар.

Но даже если бы этого не произошло, хранившихся на тот момент продуктов не хватило бы, чтобы хоть как-то нормализовать ситуацию с питанием. В городе на тот момент проживало более двух с половиной миллионов человек.

Едва началась блокада, немедленно были введены продовольственные карточки. Школы закрылись, а на почтовые послания ввели цензуру: вложения в письма запретили, послания с упадническими мыслями изымались.

Воспоминания о днях блокады

Письма и дневники людей, сумевших пережить блокаду, немного приоткрывают картину того периода. Страшный город, обрушившийся на людей, обесценил не только денежные средства и драгоценности, но и многое другое.

С осени 1941 эвакуация все же продолжалась, но вывозить людей в больших количествах стало возможным только в январе 1942 года. В основном вывозили женщин и детей — по пути, получившему название Дорога Жизни. И все равно сохранялись огромные очереди в булочных, где каждый день людям выдавался продовольственный паек.

Дорога жизни
Дорога жизни
Кроме недостатка продовольствия, на людей обрушивались и другие бедствия. Зимой были страшные морозы, и столбик термометра опускался порой до -40°С.

Топливо кончилось, а водопроводные трубы замерзли. Люди остались не только без света и тепла, но и без еды и даже воды. За водой приходилось ходить на реку. Печи топили книгами и мебелью.

В довершение всего на улицах появились крысы. Они разносили всевозможные инфекции и уничтожали и без того небогатые продовольственные запасы.

Люди не выдерживали нечеловеческих условий, многие от голода умирали днем прямо на улицах, трупы лежали везде. Зафиксированы случаи каннибализма. Процветал разбой — истощенные люди пытались отобрать продовольственный паек у таких же изможденных товарищей по несчастью, взрослые не брезговали воровать у детей.

Жизнь в Ленинграде во время блокады

Длившаяся так долго осада города уносила множество жизней каждый день. Но люди из последних сил сопротивлялись и старались не дать погибнуть городу.

Музей "Дорога жизни"
Музей "Дорога жизни"
Даже в таких тяжелейших условиях продолжали работу заводы — требовалось много военной продукции. Театры, музеи старались не прекращать свою деятельность. Так делали для того, чтобы постоянно доказывать врагу и себе, что город не мертв, а продолжает жить.

Дорога Жизни с первых блокадных дней оставалась практически единственной возможностью попасть на «большую землю». Летом движение шло по воде, зимой по льду.

Каждый из рейсов был сродни подвигу — авиация врага постоянно совершала налеты. Но баржи продолжали работать до появления льда, в условиях, когда это становилось почти невозможным.

Едва лед набирал достаточную толщину, на него выходили конно-санные обозы. Грузовики смогли пройти по Дороге Жизни немного позже. Несмотря на все меры предосторожности, при попытке ее пересечь затонуло несколько единиц техники.

— AD —

Но даже осознавая риск, водители продолжали выходить в рейсы: каждый из них мог стать спасительным для нескольких ленинградцев. Каждый рейс при благополучном завершении позволял увезти некоторое количество людей на «большую землю» и увеличить продовольственный паек для оставшихся.

Ладожская дорога спасла множество людских жизней. На берегу Ладожского озера был устроен музей, который так и называется — «Дорога Жизни».

В 1943 году наступил переломный момент в войне. Советские войска готовились освободить Ленинград. Планировать это начали перед Новым годом. В начале 1944 года, 14 января, советские войска начали завершающую освободительную операцию.

В ходе общего наступления солдаты должны были выполнить следующую задачу: нанести по противнику сокрушительный удар в заранее назначенной точке с целью восстановления сухопутных дорог, которые связывали Ленинград со страной.

К 27 января при помощи кронштадтской артиллерии Ленинградский и Волховский фронты смогли прорвать блокаду. Войска Гитлера начали отступать. Вскоре блокада была полностью снята. Так закончилась одна из наиболее страшных частей российской истории, унесшая больше миллиона людских жизней.