Любая рожавшая женщина может бесконечно долго и эмоционально рассказывать о своих родах. Даже если с этого момента прошло много лет. Вы не задумывались почему это так происходит?
Ведь психологи считают, что мы так «застреваем» на тех событиях, которые не до конца прожиты, которые для нас фактически… не завершились, на которые мы продолжаем тратить энергию. Роды — безусловно, очень сильное эмоциональное и физиологическое потрясение. Можно ли их до конца «прожить»? Думается, ответ на это могли бы дать… повитухи.
Почти уверена, что у большинства из нас слово «повитуха» вызывает ассоциации как минимум странные: бабулька в полутемной избе, освещенной лучиной, не очень чистые пеленки и т.д. И мало кто из нас знает, что в России, начиная с середины 18 (!) века вплоть до революции существовали школы и институты для повитух, то есть это были женщины с высшим образованием, со знанием физиологии и анатомии… Повитухам давали ордена. И совсем мы не ведаем о том, что главная функция повитухи была не в том, чтобы помочь малышу появиться на свет — с этим могли справиться и старшие женщины рода. Главная функция повитухи заключалась в том, чтобы восстановить мать-роженицу после родов путем определенных действий.
Почему у нас возникло такое превратное представление о роли повивальных бабок? Думается, этому были чисто политические причины. Революция, вообще, принесла нам много «прогрессивного»: родильные дома стали обычной практикой (а раньше в подобных заведениях рожали лишь самые бедные — те, которые не могли обеспечить нормальные условия для роженицы и младенца); революция освободила женщину от «груза материнства» — для работ на благо государства, организовав ясли для детей с 3 месяцев. И уж, конечно, грешно было тратить трудовой ресурс для восстановления женщин, ведь человек — это всего лишь «винтик» в государственной машине, который при поломке можно заменить. Даже если это поломка судьбы.
Что получилось в результате? В результате даже сейчас ни в женских консультациях, ни в роддомах тема восстановления роженицы не звучит вообще.
В октябре в семейном центре «Оберег» прошел семинар «Повивальное искусство», который проводила Юлия Шелепина — многодетная мама и уже бабушка, историк по образованию, которая в свое время заинтересовалась этнографией, в частности — культурой родовспоможения. Ей и ее единомышленницам удалось по крупицам собрать знания об этом искусстве, о котором еще помнили бабушки в деревнях, выстроить эти знания в единую систему.
Безусловно, любой народ имел свои традиции повивания, ухода за роженицами. И в каждой традиции есть общие моменты. В каждой традиции современные ученые, которые, наконец-то, заинтересовались этими вопросами, находят разумные зерна.
В нашей традиции все начиналось с висцерального массажа — массажа внутренних органов. Его главная цель — «поставить золотник на место» — вернуть на место матку и другие внутренние органы. Обычно повивальные процедуры сопровождались баней, а после активного потения связки теряют свою эластичность и органы остаются на положенных им местах.
Кроме того, как и при любом массаже, улучшается кровообращение, в том числе и в мелких сосудах — а это огромное облегчение для сердца. Нельзя забывать и лимфодренажный эффект: движение лимфы обеспечивает процессы очищения, выводит лишнюю жидкость из организма, а это означает, что уйдут отеки и фигура приблизится к прежним формам.
После массажа делалось свивание – полотном ткани в 6-12 м длиной (в зависимости от комплекции роженицы). В чем физиологический смысл подвязывания живота? После родов снижается внутрибрюшное давление и тонус мышц тазового дна. По-хорошему, в течение двух недель минимум женщине нельзя принимать вертикальное положение. Но это же невозможно!
Тут на помощь приходит свивальник, который позволяет снять нагрузку, снизить напряжение и давление на мышцы тазового дна. Современные акушеры пришли к выводу, что это настоящее спасение при геморрое, опущении органов, запорах, плохо сокращающейся матке, расхождении прямых мышц живота и т.д. И ни один послеродовый бандаж не способен это обеспечить – как правило, он, наоборот, усиливает давление.
Массаж и свивание начинали делать на 2-3 день после родов — как только женщина начинала вставать — и продолжали минимум 9 дней.
После этого женщина была готова к банным практикам, которые тоже проводились в строго определенной последовательности. Грамотно проведенная баня, расслабляющая тело, расслабляла и душу: на определенном этапе женщина будто сама собой начинала рассказывать о своих родах, о боли, об обидах, которые в них случились… Травы (как и любая ароматерапия) помогали избавиться не только от телесной, но и от душевной боли, освободиться для жизни в новой роли.
Но предстояла еще одна важная работа: привыкнуть к новому телу, к своему новому положению матери. Для этого проводили технику «пеленания» или закрытия родов: женщину туго стягивали в определенных зонах тела. В результате на физическом уровне она получала четкое ощущение своего нового небеременного уже тела — а это не так просто, как кажется.
Осознавая свое новое тело, женщина начинала осознавать и свою новую роль — роль матери (наша психика всегда следует за телом).
Самое удивительно заключается в том, что эти практики результативны даже в том случае, если роды прошли много лет назад. Женщины, которые прошли через руки современных повитух, описывают свое состояние примерно одинаковыми словами: умиротворение, чувство удивительной трогательной заботы о тебе, после которой будто наполняешься силами.
«Наконец-то «собрала» свое расклеившееся после родов тело». «Будто впервые почувствовала себя мамой — а что же было до этого?!». «Наконец, перестала переживать, что роды прошли совсем не так, как хотелось- и столько сил от этого появилось для жизни!».
Мы очень надеемся, что повивальное искусство — искусство заботы о женщине, которая продолжает наш род на земле — вернется в современную медицинскую практику. Женщины этого заслуживают…