Родители очень часто обращаются к психологам, жалуясь на то, что чадо отказывается убирать за собой, постоянно требует помощи, не может сделать ничего сам, если не контролировать процесс. И в большинстве случаев оказывается, что проблема кроется совсем не в ребенке, а во взрослых и атмосфере, царящей в семье. Вот факторы, которые мешают ребенку проявить свою позицию:Гиперопека. В этом случае нет никакой необходимости быть самостоятельным, ведь взрослые все решат сами: куда пойти, с кем дружить, какую игрушку купить, что надеть.В итоге – маленький человек плывет по течению, абсолютно не переживая ни о чем в этой жизни, ведь всегда есть группа поддержки, на которую можно рассчитывать.
Авторитаризм. Когда в доме все делается исключительно по чьей-то единоличной воле и распоряжениям, а свобода слова и выбора напрочь отсутствует, то росточку самодостаточности проклюнуться здесь нереально.Несогласованность и хаотичность. Когда у мамы и папы нет четкой линии воспитания, и когда их поведение по отношению к чаду в конкретных ситуациях является кардинально противоположным, малыш выберет то, что ему нравится, а не то, что правильно.
Сам себе хозяин
Чтобы не сетовать в ближайшем будущем на непутевость чада и не обращаться за помощью к психологу, необходимо, в первую очередь, пересмотреть собственное поведение и стиль воспитания. А после очертить для себя правила, которые станут вашим гидом в процессе становления личности малыша. А мы дадим несколько полезных советов, как правильно поступать:
Не мешать, но направлять. Начнем с самого малого. Кода чадо только начинает знакомство с миром, и ответственно заявляет «я — сам», дайте ему сделать то, что он хочет. Конечно, если это не угрожает безопасности. Даже если вам это будет сделать проще/быстрее/удобнее – не мешайте. Малыш должен учиться.Ошибаться – нормально. Ошибки – неотъемлемая часть жизни, и задача взрослых в любом возрасте ребенка уметь объяснить это и принять самим. Каждый родитель хочет уберечь свою кровинушку от неправильных действий, но они и есть частью опыта, обучения и познания.Не ругайте за разбитую чашку, объясните, как нужно ее нести/брать в следующий раз, и напомните об осторожности.
Дайте свободу. В одежде, еде, окружающей обстановке. Конечно же, она должна тоже ограничиваться определенными правилами, ведь полная свобода = вседозволенность.Но если ваш сын хочет пойти на прогулку в шляпе пирата – почему бы и нет? Спросите, что бы из предложенных нескольких блюд ваша дочь хотела бы съесть на обед, вместо обязательного супа?Все эти ситуации вполне могут сопровождаться беседами о правильном питании и пользе продуктов, о стиле, сочетании вещей и их уместности в той или иной ситуации.
Очертите круг обязанностей. Они должны быть даже у самого младшего члена семьи. Ведь это не только помогает быть самостоятельным, а и поддерживает уверенность малыша в собственной значимости.Покажите или объясните, как сервировать стол к завтраку, подметать, складывать вещи в чемодан для поездки, загружать вещи в стиральную машину, переодеваться после школы и разогревать себе еду. И уже через несколько раз он сможет делать все это без посторонней помощи.
Научите решать проблемы самостоятельно. Часто родители, узнав о проблеме, сломя голову бросаются ее решать. Хотя во многих случаях, решить ее может и сам ребенок, которому всего лишь нужен совет или поддержка. Если это рядовая ситуация, спросите, какие идеи на этот счет есть у него. Внимательно выслушайте все варианты, предложите, если нужно, свои, и попробуйте вместе найти решение.Ну и самое главное – не забывайте хвалить за любые попытки «я – сам». Ведь ничего так не