Для лучшего извлечения памяти используйте мультисенсорный ввод При изучении важного материала учите своих детей больше использовать свои сенсорные возможности (видение, слух, прикосновение).
Включая фантазию, дети представляют себе события визуально, сравнивают их для наглядности с чем-то значимым. Опишите, например, как можно представить то или иное историческое событие, добавляйте различные детали. Чем ярче нарисованы образы, описаны их детали, тем отчетливее событие запечатлеется в памяти. Попросите ребят нарисовать иллюстрации. Это усиливает мультисенсорное обучение, метод работает более эффективно. В мозге строятся новые пути восприятия информации, воспоминания становятся более длительными. Мозг при этом постоянно функционирует, изменяется через нейропластичность. Когда одна и та же его область неоднократно стимулируется, связи между нервными клетками увеличиваются, долгосрочная память удлиняется, воспоминания становятся более долговечными. Чем больше задействовано областей мозга для хранения информации, тем шире их взаимосвязь. Соответственно, событие в памяти откладывается быстрее и надежнее.
Работа с вопросами
Для изучения нового материала используйте различные вопросы по теме. Попросите детей подготовиться. Пусть они, изучая материал, опираются на поставленные вопросы. Нахождение ответов при прослушивании или чтении помогает лучше развивать память, потому что при изучении материала уже есть цель – найти ответ и запомнить его. Есть от такой работы и внутреннее удовлетворение, когда ребенок, находя ответ, достигает своей цели, поставленной задачи. Попросите детей, чтобы они подготовили свои вопросы перед новым уроком. Чего бы нового им хотелось узнать? Пусть они поразмышляют, напишут свои предсказания, заявления. После изучения материала они сами смогут себе ответить. Эта информация отложится в памяти надолго. Как это работает? Во время умственной подготовки и прогнозирования мозг уже готовится принять информацию, включается долгосрочная память для лучшего хранения информации. Когда ребенок сам составляет вопрос к теме, а затем получает на него ответ, результат сохранения возрастает в несколько раз.
Любопытство и неожиданность
Дети от природы любопытны. Обладают они чувством удивления и неподдельного восхищения. В школьные годы это еще сохраняется. Необходимо этим воспользоваться и увеличить интерес к учебе и познанию чего-то нового. В памяти при этом откладывается множество информации. Соединяйте новые знания ребенка с чем-то невероятным и необычным. К примеру, по дороге в школу пойте песенку о Миссисипи, если ребенок изучает эту реку. Носите дома необычную одежду, напоминающую о временах, которые изучаются по истории. Даже некоторые изменения в повседневной жизни, вызывая любопытство ребенка, лучше разовьют память, сохранят информацию на более длительный срок.
Кодовые метки
Наш мозг ежеминутно получает миллиарды битов сенсорной информации. Предложите детям использовать различные цвета для обозначения информации, каждый из которых будет обозначать свой уровень важности, ссылки на личный опыт, материал, который не совсем понятен, и многое другое. Дети более младшего возраста пусть соотносят сигналы светофора с уровнями сложности. Изобразите на стене красный, желтый, зеленый, пусть дети отмечают для себя сложность заданий и относят их к той или иной категории. Старшие дети могут добавлять цвета радуги, представляя, как, например, голубой соотносится с их личным мнением о полученной информации.