Коррекция психологических проблем детей дошкольного возраста
Коррекция психологических проблем детей дошкольного возраста

— AD —

В коррекции психологических проблем детей дошкольного возраста, есть ряд запросов, которые специалист может помочь разрешить, работая напрямую с ребенком, а есть вопросы, которые невозможно преодолеть без участия родителей в терапии.Родители приводят ребенка к психологу в надежде, что тот совершит «чудо», а если психолог работает в образовательной организации, то порой и с требованием это «чудо» явить. Но на мой взгляд это не самый действенный подход, именно коррекция поведения детей совместно с родителями дает наилучший результат.Так как ребенок находится в системе родительской семьи, зависим от нее, как губка впитывает модели и стили взаимодействия, мировоззрение, ценности, копирует реакции на события, а также в отношении значимых взрослых к себе видит какой ОН сам (хороший или плохой, любимый или отвергнутый). И если среда не питает его необходимыми «элементами», то тогда он проявит особенности поведения, которые призваны этот дефицит заполнить. Например, будет провоцировать родителей или воспитателей на агрессию своими поступками, ныть, жаловаться на других ребят или педагогов, драться, плеваться, притворяться больным, срывать занятия и т.д.

И многие скажут, что ребенку нужно внимание, с ребенком нужно играть, ребенку нужна любовь… «Хорошо, а дальше что? У нас замечательная семья, не пьем, не курим, все нормально, но что с нашим чадом?», — задаются вопросом родители.

Однако вопрос часто в не в том, что родители «плохие», вопрос в том, какую реакцию на действия малыша они выдают, в чем она проявляется и когда. Самое страшное – ее отсутствие, безразличие. Тогда не понятно, что происходит, мама с папой как среда непредсказуемы. Тогда уж лучше «достать» папу – маму, уж лучше ремень, чем отсутствие эмоций вообще. Это в варианте агрессии и девиантного поведения. В моей практике были запросы на нытье ребенка перед детским садом по утрам, симулирование болей в животе, непослушание, неуверенность, капризность, страхи перед соревнованиями.

В таких случаях родитель чаще выдает привычную реакцию и не один раз, закрепляя поведение. Если мальчишка гиперактивный, то что он слышит? Примерно следующее: «Вася, не бегай!», «Вася, не кричи!», «Вася, сядь!», «Вася, ты сломаешь!», «Ох, уж этот Вася!». Или Витя, который ранимый и неуверенный, будет надоедать своим родителям нытьем, плачем: «Что ты как девочка! Не ной! Ты же мужик!». Сомневаюсь, что эти фразы воспитают усидчивость в первом случае и разовьют уверенность во втором. Или Маша, которая говорит, что у нее заболел живот, видит, как родители бросают все дела, несутся с ней в поликлинику, отменяют детский сад… Ребенок получает внимание и запоминает, как его извлечь.

Чтобы изменить нежелательное поведение ребенка, необходимо изменить собственное отношение к нему и свои привычные реакции на его действия. Помнить, что детям как воздух необходимы внимание в виде слов поддержки, телесного контакта, одобрения, совместных игр и признание за самые простые, с нашей точки зрения, достижения. Например, если трехлетний мальчик построил домик не ограничиваться банальным «молодец», а высказать свои мысли и чувства по – поводу его постройки: «Это потрясающий, фантастический домик! Ты у меня такой молодец! Как ловко и аккуратно построил! Я так тобой горжусь!». При этом не фокусироваться на «неправильных» действиях, хвалить за каждое проявление желательного поведения.

Это легко, если имеет место, только появившийся вариант нежелательного поведения. Вы поняли, что не уделяли в последнее время достаточно внимания сыну, поэтому он стал специально разбрасывать игрушки и наблюдать за вашей реакцией. Или старшая дочь устраивает истерики перед детским садом, так как появился младший ребенок, который «отнял» все внимание и любовь мамы. Наблюдательный родитель заметит изменения, проанализирует причины и исправит собственное поведение.

Но, а если проблема тянется долго, или непонятно, что нужно изменить, в чем причина. То тогда стоит обратиться к специалисту, чтобы он помог исправить ситуацию, сделать взаимоотношения с ребенком более наполненными, приносящими удовлетворение и радость, а ребенка более счастливым и уверенным в себе.