Почему же во всех неудачах, дети обвиняют своих родителей?
Тяжелое детство.
Многие живут с постоянной обидой на мать или на отца. Которая, с одной стороны, является удобным оправданием собственных неудач, мол, что вы хотите, у меня же было тяжелое детство. А с другой — обидой легко компенсировать вину за то, что редко видимся, не помогаем. И что главнее всего — за собственное безразличие, к теперь уже слабым родителям. Больше статей на тему ребенок. Это же стыдно — не любить, не хотеть ехать, как у нас заведено говорить, «домой» (в родное село или малый городок). Хоть сами, уже многие годы в столице, где имеют собственный «дом». Здесь обида является защитным механизмом от упреков совести.Одна клиентка, назовем ее Ларисой, много лет жила в болезненном диалоге с матерью, с которой почти не виделась. Ее, уже немощную, забрала к себе младшая сестра. С ней у Ларисы тоже плохие отношения. Поэтому, ее пасхальные визиты заканчивались бурной ссорой, во время которой, она вспоминала родным малые и большие детские несправедливости.
«Неправильная» каша.
Их же с болью пересказывала мне. Главным упреком в адрес матери было то, что и родила и, по мнению клиентки, значительно сильнее любила младшую дочку. Доказательств этого у Ларисы было вдоволь, и она ими радостно делилась.
С тех пор, как появилась младшая дочь, старшую начали на все лето отправлять к дедушке с бабушкой, хоть она очень просила ее забрать. Сестре покупали сладости, а ей в свое время, мать отказывала, потому что не хватало денег.
Со слезами на глазах, сорокапятилетняя женщина рассказывала, что когда она возвращалась из школы, в пустой холодной квартире (мама — на работе, сестра — в садике) ее ожидала одна и та же перловая каша. Она же любила гречневую. Но мать, хотя и знала об этом, по ее твердому убеждению, умышленно готовила гречневую лишь на выходные — когда дома собирались все. Поэтому Лариса каш не ела, а мать ее за это постоянно ругала, даже несколько раз ударила.
Скороговоркой Лариса проговаривалась о том, что горшок с кашей на плите всегда был закутан старым теплым платком, чтобы кушанье дольше оставалось теплым. Что жили они бедно — мать их растила сама. Отсюда — и такой кулинарный аскетизм. Но возвращаясь с работы, мама умудрялась приносить из местной столовой две котлеты. Однако женщина была уверена, что это — для любимой меньшей дочки.
Потом мы вместе вспомнили, что в те времена гречневая крупа была в дефиците, ее выдавали по каким-то приглашениям. И может потому… -, начала я. Но Лариса сразу закричала и замахала руками. Очевидно, психоанализ слишком приблизил женщину, к разрушению ее собственного мифа о чёрствой матери, как источнике её несчастий.
Поэтому, она мигом принялась возобновлять стены своего болезненного мировоззрения, снежным слоем «накручивая» мамины грехи перед ней. От нее, мол, и неумение правильно обращаться с мужчинами (мама была одинокой, родила их от разных родителей). И плохие манеры и образование — почему и за что могла ее научить простая заводская работница? Потом выяснилось, что и ей, и сестре «случайно» удалось-таки получить высшее образование. И комплекс бедности — она тоже всю жизнь считает копейки.
Обида на отца — потому что его не было.
Конечно, Лариса — собирательный, но построенный на реальных фактах образ, в котором отразились типичные обиды взрослых детей.На отца, как правило, обижаются за то, что его или вообще не было или он покинул мать. Кое-кто, правда, обвиняет еще и мать в том, что это она его довела.
Отцу забрасывают безразличие или чрезмерную жесткость, отсутствие денег, плохие привычки. Среди экзотических обид — неправильное происхождение, вмешательство в личную жизнь, из-за него избрана не та профессия, не та женщина или мужчина, отсутствие детей.
Наверное, во многих из этих претензий есть рациональная почва. Но обобщая, их можно охарактеризовать психологическим термином «перенесение». То есть, свойственное инфантильным личностям нежелание взять на себя ответственность за собственную жизнь. И попытка перевести вину, за результат такого безответственного поведения, на кого-то.
Когда-то в детстве, со всеми бедами мы бежали к папе или маме. А сейчас родители уже постарели и стали слабее. Мы от них уже не зависим, поэтому сдерживающих факторов почти нет. И теперь в воображении можно отомстить, и за невкусную кашу, и за рыбий жир, и за пощечину.
«Любите меня за то, что я помру.
Но совершая так, вредим в первую очередь себе. Обижаясь на родителей, мы остаемся в прошлом, в детстве, не давая себе возможности стать психологически взрослыми и строить собственную жизнь, не оглядываясь постоянно в прошлое.
Во-вторых, обида на то, чего нельзя изменить, является деструктивной по своей сути. Она парализует активность, способность развиваться, порождает иллюзию безнадежности.
Еще одна причина обиды на родителей — невозможность осознания их смерти и собственной боли и вины за то, что уделяли им так мало внимания. Таким образом, люди, как ни странно, подсознательно проявляют любовь к матери или отцу. И снова-таки — желание вернуться в детство, каким бы оно не было.
Если это так, если нас мысленно туда так тянет, значит, нам было хорошо. А это значит, что наши родители не были такими уже плохими. И за это их уже стоит поблагодарить. Тем больше, что они так же всего лишь люди. Хоть для нас они самые главные.