Наивно полагая, что со временем все станет на свои места, основываясь на расхожих утверждениях, родители не торопятся обращаться к врачу. Верны ли эти утверждения? Правильные ли выводы делают из них родители? Давайте поговорим об этом. Причина задержки речевого развития — осложненное течение беременности или трудные роды.
Это правильное утверждение. Особенно важны ранние стадии беременности. Преждевременные, длительные или стремительные роды, родовые травмы, асфиксия плода, долгий безводный период — эти осложнения родов тоже могут привести к нарушениям нормального становления речи. Но основываясь на правильных знаниях, родители иногда делают успокоительный для себя и крайне вредный для ребенка вывод: «Чего же еще ждать? После таких родов (такой беременности), задержка речи естественна и со временем пройдет». Ребенок, конечно, скорее всего, заговорит, но без медицинского вмешательства последствия могут оказаться непредсказуемы. Задержка развития речи связана с отставанием в психическом развитии. Ни в коем случае нельзя ставить на ребенке крест. Да, ЗРР часто сочетается с задержкой психического и психомоторного развития. Но своевременное лечение позволяет не только догнать сверстников, но часто и перещеголять их. Лечение надо начинать уже на первом году жизни. Родителям следует проявить беспокойство, если ребенок позже положенного начинает садиться, стоять или ходить.
В среднем, к двум годам словарный запас должен составлять около десятка слов, в два с половиной — три года ребенок начинает говорить фразами. Девочки начинают говорить раньше мальчиков. Несмотря на отсутствие разумного объяснения, в большинстве случаев это именно так. Близнецы долго не разговаривают, потому что понимают друг друга без слов. У близнецов нет какого-то своего особого языка и не всегда есть ЗРР. Причины ЗРР у них кроются обычно в особенностях родов, например из-за кислородного голодания. Поэтому поздняя речь близняшек — это такая же болезнь, как и у всех детей. Задержки речевого развития вызываются социальными причинами. Запущенные дети, не получающие необходимой порции общения, как правило, действительно страдают нарушениями развития речи. Аналогичные трудности возникают у детей, родители которых говорят на разных языках. Немаловажна и наследственность: если родители в свое время начали говорить поздно, такая же проблема может возникнуть и у детей. Среди левшей чаще встречаются задержки речи. Речевые и двигательные центры сосредоточены в левом полушарии головного мозга, в то время как у левшей больше развито правое. Поэтому ребенок-левша обычно начинает разговаривать несколько позднее. Игрушки помогают «разговорить» ребенка.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и ручной моторики, расположены рядом и тесно связаны. Поэтому развитие рук и пальчиков способствует развитию речи. Учите ребенка застегивать пуговицы, завязывать шнурки, лепить и рисовать. Поощряйте игры с пирамидками, конструкторами, кубиками, мозаиками и пазлами. Не верьте досужим вымыслам, что ребенок вырастет таким, каким уродился. Воспитание — это длительный и трудоемкий процесс. Каким вырастет ребенок, как он будет приспособлен к реалиям нашей жизни и как сложится его жизнь, во многом зависит от нас, родителей.