За первые 10 лет текущего столетия потребление антибиотиков в мире выросло на 36%, 76% этого роста пришлось на пять стран: Бразилию, Индию, Китай, Южную Африку и Россию. Ситуация усугубляется тем, что на сегодняшний день в России 52% пациентов покупают антибиотики без рецептов и принимают их без назначения врача. Из них 48% граждан ищут информацию об этих лекарственных препаратах в Интернете. Кроме того, 74% пациентов с хроническими заболеваниями принимают одни и те же антибактериальные препараты вне зависимости от клинической ситуации. Делают это либо по незнанию, либо, как всегда, на авось. Бесконтрольное применение антибиотиков – одна из актуальных проблем современного здравоохранения.
Антибиотики на вирусы не действует
Новый фокус в самолечении от гриппа – добавить к противовирусным препаратам антибиотик, чтобы уж наверняка справиться с вирусом. «Следует помнить, что антибиотики не действуют на вирусы, не «сбивают» температуру и не предупреждают бактериальные инфекции. Необоснованное применение антибиотиков ‒ основная причина их неэффективности из-за роста устойчивости возбудителей, а у детей, особенно грудного и раннего возраста, оно способствует ожирению, повышает риск развития бронхиальной астмы и воспалительных заболеваний кишечника», – утверждает Владимир Таточенко, врач-педиатр, советник директора ФГАУ «НМИЦЗД» Минздрава России, профессор.
Не выгодное производство
За последние десятилетия число вновь зарегистрированных антибиотиков уменьшилось почти в девять раз. Это объясняется и сложностями научного поиска новых химических веществ для создания лекарственных препаратов, и нацеленностью многих фармацевтических компаний на инвестиции в более прибыльные направления, например, в создание лекарств для лечения онкологических заболеваний. Так, с 2010 по 2018 г. было разработано всего лишь 16 новых молекул из различных классов антибиотиков, большинство из которых в Российской Федерации в настоящее время не зарегистрированы. Для сравнения, за один 2014 год в онкологическом направлении в разработке находились более 1000 молекул.
«Фармацевтические компании, разрабатывающие и производящие антибактериальные препараты, наряду с правительственными и научными организациями, вносят свой вклад в решение проблемы предотвращения распространения антибиотикорезистентности, поддерживая крупные международные исследования по мониторингу чувствительности основных микроорганизмов к антибиотикам, такие, например как исследование SOAR, продолжающееся непрерывно уже более 17 лет и позволяющее оценивать ситуацию в разных странах в динамике», – заявила Светлана Клименко, медицинский директор компании GSK.
Продолжат мониторить резистентность
Исследование SOAR «Обзор антибиотикорезистентности» включает более 30 стран и 50 центров на всех континентах. В 2014-2016 гг. в исследовании принимало участие три центра Российской Федерации, результаты были опубликованы в специализированном журнале в 2018 г. Они показали, что не все антибиотики, доступные в России, сохраняют высокую эффективность в отношении наиболее распространенных патогенных микроорганизмов, вызывающих заболевания дыхательных путей.
Проблема резистентности бактерий к антибиотикам охватывает сразу несколько сфер человеческой жизни, в том числе экономику. По разным подсчетам, сумма, которую тратит государство на лечение одного пациента с устойчивой к антибиотикам инфекцией, колеблется от $18 500 до $29 000.Именно поэтому важны результаты таких исследований, как SOAR, которые позволяют определить основные направления стратегического планирования и профилактических мер по противодействию распространения антимикробной резистентности на международном и локальном уровне.
«Резистентность к антимикробным препаратам – стремительно развивающаяся угроза общественному здоровью. Нам необходимо продолжать развивать программы мониторинга резистентности, вовлекая в их финансирование государство, академические учреждения, международные организации (ВОЗ) и фармацевтические компании», – выразил озабоченность Роман Козлов, главный внештатный специалист Минздрава России по клинической микробиологии и антимикробной резистентности.