Сепсис (заражение крови) — это самая тяжелая форма инфекционных заболеваний. А септический шок — состояние, при котором в результате сепсиса артериальное давление падает до угрожающе низкого уровня, что приводит в результате к развитию синдрома полиорганной недостаточности, проще говоря, к отказу органов.Буквально недавно септический шок в результате двусторонней пневмонии перенесла знаменитая актриса и телеведущая Вупи Голдберг. Ее первыми словами в официальном обращении к прессе после болезни были: «Привет, это я. И я не умерла». Однако везет не всем. Уровень смертности при сепсисе достигает 40%. Многие выжившие восстанавливаются с большим трудом. Специалисты из Колорадского университета разработали точный тест для определения, выздоровеют ли пациенты с септическим шоком или умрут. Тест использует образец мочи для проверки концентраций гликозаминогликанов — сахаров, которые присутствуют на поверхности клеток и входят в состав межклеточного вещества.
При септическом шоке тело выводит частички этих сахаров, и ученые обнаружили, что определенные (более высокие) концентрации предвещают смерть. Тест уже используется в клинических условиях, и его результаты помогают врачам искать более эффективные методы лечения.
На следующем этапе исследователи проверили, существует ли связь между сахаром и психическим старением, связанным с септическим шоком. Исследования на мышах показали, что действительно связь есть — во время септического шока фрагменты гепарансульфата (один из гликозаминогликанов) пересекают гемато-энцефалический барьер и попадают в гиппокамп, область мозга, крайне важную для памяти и когнитивных функций. Сахар, попавший в мозг, рушит нейронные связи, что приводит к когнитивной деградации.
Исследователи выяснили, что присутствие обогащенного гепарансульфата в плазме крови пациентов с сепсисом при поступлении в отделение интенсивной терапии предсказывает когнитивное нарушение, обнаруживаемое, как правило, через 2 недели после выписки.
Теперь, когда ученым понятны причины когнитивного повреждения при септическом шоке, цель для медикаментозной терапии становится вполне определенной: это должно быть что-то, что связывается с сахаром и выводит его, или фермент, который превращает сахар в нечто такое, что не нарушает когнитивную функцию.