Три стадии гипноза
Три стадии гипноза

— AD —

Первая стадия гипноза — дремотное состояние. Человек словно спит. Глаза его закрыты, голова опущена на грудь, но он более или менее смутно осознает и себя, и то, что происходит вокруг него. Для проверки его состояния мы берем его за руку, он это ощущает. Глаз чаще всего открыть не может, но ему кажется, что если бы он захотел, то открыл бы. Однако почему-то ему не хочется этого. Мы поднимаем его руку вверх, иногда он улыбается. Руку отпускаем, и она, как плеть, падает. Внушаемость человека в этой стадии гипноза уже повышена, и лечебные воздействия можно проводить. Но в целях большей эффективности лечения врачи стараются вызвать вторую, более глубокую фазу.

Эта фаза носит название каталептоидной (от слова «каталепсия»). Один из характерных ее признаков — восковидная гибкость суставов и мышц. Мы поднимаем руку человека, находящегося в этой фазе гипноза, и рука как бы застывает. Можно придать руке какое-то положение, можно поднять ногу человека— так он и будет спать с вычурно изогнутой рукой или с поднятой ногой. Можно человека поставить на ноги, закрутить его винтом, придать какую-либо нелепую позу, поставить ласточкой — неопределенно долгое время гипнотик в этой позе будет находиться. Гастролирующие гипнотизеры любят показывать эту стадию гипноза в форме так называемого каталептического моста. Человека в каталептоидном, одеревеневшем состоянии укладывают шеей и пятками на какие-то опоры, например, на спинки двух стульев, и он удерживает свое тело в этом положении. Можно положить на его грудь, живот какую-то тяжесть — он ее удерживает, даже не прогибаясь. В книгах о гипнозе нередко помещались фотографии, где на человеке в таком положении стоят два или три плотных бородатых мужчины. В этом нет ничего сверхъестественного.

Во-первых, давайте рассмотрим некоторые анатомофизиологические данные.Если человек держит в согнутой руке груз весом в 16 кг, то бицепс и другие мышцы плеча развивают усилие в 160 кг, а когда человек весом в 70 кг поднимается на носок одной ноги, то икроножные мышцы развивают усилие в 6 раз больше, т. е. в 420 кг. Почти полтонны! Отсюда ясно видно, насколько велика сила наших мышц.

Во-вторых, в заторможенные клетки коры мозга загипнотизированного не проникают никакие раздражения, он не испытывает никаких конкурирующих воздействий — только возбуждение, вызванное словами гипнотизера. В бодрствующем состоянии на кору головного мозга действует множество раздражителей, мы осознаем все то, что с нами происходит, поэтому такое концентрированное, мощное возбуждение двигательных клеток и соответственное напряжение мышц невозможны.

Именно в силу того, что во время гипнотического внушения исключается какое-либо конкурирующее воздействие других наличных раздражений и старых их следов, сила внушения как раздражителя во время гипноза и даже после него является почти неодолимой.

Третья, самая интересная стадия гипноза — сомнамбулическая. Естественный сомнамбулизм — это лунатизм. У человека открыты глаза. Он отвечает на заданные вопросы и может совершать сложные действия. Он может петь, танцевать, напишет диктант, решит задачу, сыграет с вами в шахматы. Он ведет себя как бодрствующий человек. Несколько заторможена лишь его речь.

В сомнамбулической фазе гипноза человека можно заставить перевоплотиться в другую личность или представить себя в другом возрасте. Солидному, серьезному мужчине внушают, что он — Алла Пугачева, и он охотно поет, хотя обычно петь не любит и не умеет.Можно внушить взрослому мужчине, что ему десять дет. Предлагаем ему написать диктант якобы вместе с товарищами, учениками третьего класса,— он под диктовку пишет. Если нам удастся сравнить этот диктант с тетрадками, сохранившимися у него со школьных лет, то мы увидим, что он сейчас пишет тем самым почерком, который у него был в десятилетнем возрасте, он совершает те же самые ошибки.

В. Л. Райков, московский гипнолог, проводивший опыты со студентами и аспирантами психологического факультета МГУ, сообщал, что ему и его коллегам удавалось возвращать испытуемых в новорожденное состояние. Испытуемые вели себя соответственно; у них обнаруживались рефлексы, которые обычно исчезают в первые дни и недели жизни, например, реакция плавающего взгляда и т. д.

Известно, что сомнамбулическая фаза гипноза встречается довольно редко. Профессор В. Е. Рожнов заявил что сомнамбулическую фазу можно вызвать лишь у 5—10% людей.Следует, однако, иметь в виду, что внушаемость с каждым следующим сеансом возрастает, человек засыпает все быстрее и спит все глубже. В первый раз человек способен погрузиться только в дремоту, а в третий—пятый у него уже возникает каталептоидное состояние, на восьмом—девятом сеансе может наступить сомнамбулическая фаза.Оказывается, в гипнозе возможно развитие творческих способностей человека. Так, В. Л. Райков занимается этим более трех десятков лет.

Как это достигается? Приведем простой пример.
Во время лекции слушателям предлагают назвать как можно больше полезных применений обыкновенной шариковой ручки. С мест начинают отвечать: ее можно использовать как дирижерскую палочку, закладку для книги, указку, линейку и т. д. Обычно люди называют 7—8 таких полезных свойств ручки. Но когда человек, находящийся в гипнозе, перевоплощается в какую-либо творческую личность (М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. Эйнштейна), то, выполняя такое задание, он называет 18—20 полезных применений ручки: ее можно использовать как меру длины, меру сыпучих и жидких тел, как свисток, дырокол, как орудие защиты и нападения, как диэлектрик в электромонтажных работах, как приспособление для перевода электронных часов и т. д. В последующие полторы-две недели после таких экспериментов испытуемые переживают необычайный творческий подъем, им все удается на работе и в быту.

В. Л. Райков, перевоплощая испытуемого в художника, обучает его рисованию или игре на музыкальных инструментах. Поразительные результаты: 18—20 сеансов гипноза — и человек выучивается рисовать примерно так, как за два года в специальной школе живописи и графики.