Много разных писем приходит мне от молодых родителей. Сначала они радостно-эйфорические (в период беременности), но потом меняют окраску в зависимости от возраста малыша и умелости мамы: «Я так счастлива, малыш растет во мне, его движения порой будят ночью, но это так мило. Я люблю его! Я люблю и свою тошноту, и слабость — это так прекрасно!»
«Боже, опять не спали ночью. Он кричал и кричал, никакого покоя. У меня нет сил, чувствую, словно мне его подменили. У сестры дочка такая спокойная, а тут… Боже, как я хочу сдать его мужу хоть на час и поспать».
«Я все готова терпеть ради ребенка. Вот он пришел, а врачи отмечают возможность резус-конфликта, и нужно часто сдавать кровь из вены. Я боюсь, но храбрюсь. Это маленькое существо в моем животике достойно самого лучшего! Я так его люблю!»
«Я наказана за все свои мысли, я не могу больше. Мой ребенок не справляется ни с вычитанием, ни со сложением. Учителя сбросили это на меня, а что я должна делать? Почему мне достался такой ребенок?! Почему у всех других все хорошо?! Я очень хочу любить его, но уже не могу — столько отрицательных чувств накопилось!»
Почему же на этапе беременности для мамы и папы малыш в животике любим безусловной любовью, любим именно таким, какой он есть. А когда он рождается, и появляются первые трудности, они забывают эти светлые чувства в некоторые моменты жизни.
Давайте решать эту задачу.
Итак, дано:
ребенок — 1 шт.,
мама — 1 шт.,
папа — 1 шт.,
трудности —10 шт.,
любовь — 1 шт. всеобщая.
Что значит «наслаждаться своим ребенком»? Это то ощущение, которое мы испытываем, когда наш ребенок заболел, когда мы забываем все то, что нам в нем не нравилось, что мы хотели бы подправить, вложить в него дополнительно.
Мы просто обнимаем его, от всего сердца говорим слова любви (порой плача или когда он спит), снова любим его, без наносной мишуры. Этот ребенок становится ценностью для нас сам по себе, без всяких приложений, мы купаемся в счастье от того, что он рядом, что он есть в нашей жизни.
А вот дальше появляется проблема, как пронести это светлое чувство через всю дальнейшую жизнь. Как сделать его привычным?
1. Самое важное правило: «Мы не кричим на ребенка, когда счастливы!», а значит, он не раздражает нас, и мы наслаждаемся им. Прежде всего, нужно будет снизить накал вашей занятости, насколько возможно отодвинуть на задний план бесконечные дела или заниматься ими реже. А в освободившееся время проводить с ребенком или отдыхать отдельно (пусть даже в другой комнате).
Когда усталость застилает маме глаза, нет ничего лучше, чем вздремнуть полчаса с малышом. Если мир для вас добрый, и вы полны сил, оценить того великого Человека, который пришел к вам как ваш ребенок, гораздо проще.
2. Используйте время отдыха для экскурсии. Сходите с ребенком туда, куда он захочет, послушайте его рассуждения (от 4-5 лет), понаблюдайте за его живыми реакциями на мир, пообнимайтесь с ним в автобусе и просто будьте рядом. Такие «вылазки» дают замечательные ощущения, помогают узнать ребенка заново, открыть новые стороны его характера, а значит, вы сможете насладиться им и вашим сотворчеством.
3. Есть один интересный прием. Когда сядете вместе с малышом рисовать красками {лучше гуашью), посмотрите на него. Каким ласкательным прозвищем вы его называете? Кого из животных, цветов и т.д. он вам напоминает?
Что для вас больше всего в нем ценно? Если закрыть глаза и представить образ вместо него, кто это будет?
Я, например, в роддоме называла дочку зайчиком. И это была для меня очевидная аналогия, которая всегда рядом. Далее я брала лист А4, подбирала краски — какого цвета и состояния мой зайчик? И долго прорисовывала.
Очень полезно делать это просто как развлечение. Усадите всех своих деток рисовать все, что придет в голову, а сами работайте по методике. Ну, может, маме захотелось нарисовать зайца!
Далее, когда рисунок закончен, и вызывает у вас приятные чувства, просушите его и сфотографируйте на телефон (для тех, кому сложно держать образ перед глазами).
И как только вы начнете испытывать недовольство, раздражение или злость по отношению к ребенку, достаньте из памяти эту картинку и мысленно повесьте впереди ребенка, как бы закрывая его щитом. Нет больше раздражающего момента — перед вами снова ваш зайка/котик/розочка, и вы возвращаетесь к главному — Я его люблю. Это лучший человек! И чего я к нему привязалась из-за какой чепухи (в глобальном смысле слова).
4. Хорошо помогает метод расстановок по Коваленко, когда вы проигрываете какую-то ситуацию по ролям или с помощью игрушек и смотрите на нее со стороны. В роли ребенка возьмите двоих — «малыш реальный» и «малыш ужасный, который меня раздражает». И затем проиграйте и проживите всю ситуацию.
5. Сложный момент, когда родители хотят подогнать развитие своего ребенка под стандарт. Ведь «так принято», «нас будут осуждать, если ребенок не умеет делать того, что умеют делать другие дети», «я его люблю, но вот Миша уже ходит, Вася читает, а мы…» Мы готовы гнать вперед кроху, лишь бы не стыдиться за него.
Открою секрет: до 2-х лет ведущим является физическое развитие. Только через него можно развить интеллект и память ребенка, научить ползать и сидеть, обогатить словарный запас. Техник для этого очень много. Это и совместное плавание (не стоит до поры отдавать малыша тете-инструктору в бассейне), гимнастика с элементами динамической, мамин массаж и правильное ношение на руках, при котором не «сосиску» держат, а дают возможность ежесекундной тренировки тела.
Так что же делать, когда у родителей возникает страх за ребенка, что он до сих пор еще не сидит (не поет, не говорит по-английски и пр.)? Успокоиться, проконсультироваться с врачом, все ли хорошо у ребенка, нет ли проблем со здоровьем и причин волноваться. Если нет, то все чудесно — вы просто позволяете развить то, что сейчас для него важнее, и догнать Васю (Петю). Просто продолжайте упражнения для физического развития, для тренировки вестибулярного аппарата, растяжки тела, для формирования крепкой связи мать-дитя! Это важнее и принесет больше пользы ребенку, чем чтение в 3 года!
6. Самый сложный вариант решения задачи, вынесенной в название статьи, но при этом самый органичный — это самоорганизованное материнство!
Материнство должно быть легким. Если вам тяжело, значит оно у вас просто не организовано!
Что может помочь? Учитесь у опытных многодетных мам или у мам с одним ребенком, но у которых поле гармонии вокруг. У такой мамы малыш спокоен и доволен, он активно развивается и живет, мама при этом сбалансирована и легко управляется со всеми делами, без стрессов, любая ситуация ей по плечу, она уверена в том, что они с ребенком понимают друг друга и все будет хорошо.
Итак, «наслаждаться своим ребенком» — это значит любить его безусловной любовью за то, что он пришел в вашу жизнь, выбрал своими родителями/учителями для жизни именно вас (а это многого стоит!). Любить без претензий, что он не такой, как все, что он чего-то не хочет, чего-то не умеет, и без ярлыков (типа растяпа, дурачок).
Заведите себе правило с самых первых дней беременности выделять время на любование ребенком, радование им самим. Вы получите колоссальную отдачу любви, тепла и энергии от таких «сеансов». Ведь это подарок для вашего самого родного существа, взамен которого вы получите любовь и поддержку.
А еще, по законам природы, ребенок даст такую же любовь и своим детям, и вы будете самой счастливой бабушкой!
Любите жизнь, себя, супруга и своих детей! Эти люди не зря есть в вашей жизни!
Дорогие родители! Пробуйте самостоятельно найти точку баланса с рождения. Носите кроху на руках не менее 9 месяцев, чтобы он мог полноценно прожить период младенчества.
Учитесь распознавать его потребности (когда хочет пописать, покушать, поиграть, когда ему скучно или плохо) и умело на них откликаться.
Организуйте быт так, чтобы у вас был только необходимый минимум, а не склад детских товаров и ненужных вещей. Приобретите специальные приспособления, что облегчают материнство: мультиварку, слинг, большую постель для всей семьи и пр.