Мультики: техника безопасности для детей


Многие педиатры, физиологи, психологи и педагоги сходятся во мнении, что просмотр мультфильмов — не самое полезное для детей занятие. Скорее, вредное.

И в то же время не все современные родители могут выстроить жизнь семьи без помощи «теленяни». Зачастую мультик дает родителям возможность поработать или просто спокойно отдохнуть. Поэтому давайте поговорим о правилах общения ребенка с теленяней: как сделать так, чтобы вред от просмотра мультфильмов сильно-сильно снизился, а польза очень-очень выросла?

Для здорового развития детям нужно сформировать устойчивое представление, что они хорошие и что мир безопасен.
Главное условие этого — надежные доверительные отношения с родителями и другими близкими взрослыми.

1. Нервная система детей незрелая, все впечатления, особенно новые, эмоционально окрашены. Следовательно, при общении с мультфильмом незрелая нервная система даже самого спокойного ребенка возбуждается быстрее и сильнее, чем у самого впечатлительного взрослого. Часто родители замечают, что дети после мультфильмов возбуждены, взвинчены, «бесятся» или, наоборот, «виснут» на взрослом и ноют.
В итоге за час спокойствия приходится весь вечер успокаивать ребенка.

2. Впечатлительность детей выше, а отличить мир анимации от реального мира им сложнее. Над вымышленной историей они обливаются слезами, пугаются, переживают по настоящему и гораздо дольше, чем мы. Дети еще не умеют справляться со своими чувствами и новыми впечатлениями. Наша родительская задача — научить их этому.

3. При просмотре мультиков нервная система напряжена, а тело малоподвижно.
Вы замечали, что за телевизором дети редко меняют позу? Тогда как в реальной жизни возбуждение нервов всегда связано с двигательной активностью.

4. Про вред для зрения в этой статье говорить не будем, на эту тему гораздо полезнее побеседовать с вашим офтальмологом. И все же, пожалуйста, отнеситесь серьезно к здоровью глаз малыша и не смотрите мультики до трех лет.
А вот после трех лет просмотр мультфильмов можно превратить в дополнительный источник силы и энергии для вашего ребенка.
Для этого важно соблюдать технику безопасности.


— AD —

Быть рядом

На первых порах важно помогать ребенку осваиваться с новыми впечатлениями, не нужно оставлять детей один на один с новой историей, новыми персонажами. Вместе – значит сидя рядом, обнявшись. Если ребенок смотрит мультик, а мама рядом моет полы – на языке ребенка это означает «не вместе».

Спасать

Обнимать в напряженных местах, предлагать спрятать лицо на груди близкого человека при показе страшных моментов. Молча сочувствовать, активно слушать, иногда и прекратить просмотр.

Помогать справиться с чувствами

Когда ребенок плачет, переживает за героев, не осуждать и не стыдить его, а, напротив, признать право испытывать эти чувства, помогать их пережить.
Как можно помочь ребенку пережить его чувства конструктивно? Молча обнять.
Или спокойно, сочувственно сказать: «Тебе страшно, ты переживаешь». Зачастую малыши даже не понимают, что за чувства они испытывают, и это само по себе пугает.

Даже простое название их страхов и переживаний успокаивает, малыш чувствует, что пусть сам он в смятении, но мама или папа все понимают, их это не пугает, а значит, ничего страшного, жить можно. Позволив ребенку плакать или пугаться в наших надежных объятиях, мы позволяем ему пережить очищающую силу искусства, улучшить адаптивность в настоящей жизни.

Рассказывать и пересказывать

Во время мультика очень здорово рассказывать все, что происходит на экране. Кстати, этот прием помогает даже довольно взрослым детям (например, восьми лет). Вы становитесь ведущим, сказителем, а образы мультика только дополнением к вашему рассказу.

Нам, взрослым, порой трудно понять, что ребенку сложно следить за сюжетом, что смена кадров, ситуаций, ракурсов, героев на экране сбивает с толку. Рассказывая, вы помогаете воображению ребенка соткать все картинки мультика в одну сказочную скатерть-самобранку.

Часто родители сталкиваются с тем, что дети, посмотрев мультик или кино, просят объяснить их. Мы прошли этот этап с нашей старшей дочерью. Помню, я страшно злилась и говорила дочке, что нечего просить кино, если не можешь его понять. Ведь для меня кино было поводом освободиться от общества дочки.

А для дочки были важны наши отношения, и эта просьба была ее способом убедиться, что я ее люблю (что она хорошая) и узнать новое о мире. К счастью, я быстро сообразила, что в поведении детей нет ничего случайного, нужно просто понять, что лежит в основе детского раздражения. Поэтому я пошла навстречу дочке и начала пересказывать ей мультики и фильмы, при этом поясняя непонятные места. Ей десять, и она до сих пор любит слушать пересказы фильмов.

Пересказывание мультиков прекрасно выручает в томительные моменты ожидания (особенно с малышами) — в дороге, очереди и т.п. Не нужно вспоминать сказки или сочинять новые (не всем это дается), вспоминаешь любимое кино – и слова сами льются.

Заодно вы создаете образовательный пример. Ребенок на живом примере видит, как ситуации мультиков превращаются в связный рассказ, учатся описывать жизненные ситуации. Словарь малыша также обогащается, например, за счет того, что он сразу видит, что такое конек крыши или бамбук.

Есть опасность впасть в занудство, поясняя и расшифровывая действия героев, начать читать морали. Но теперь вы предупреждены, а значит, сможете вовремя остановиться.

Научить делать выбор

Дети очень спокойно чувствуют себя рядом с уверенными в своих решениях родителями. Важно помнить, что так же, как выбор еды оказывает влияние на здоровье тела, так и выбор информационной пищи оказывает влияние на душевное развитие детей. Поэтому важно учить детей хорошему вкусу как в еде, так и в выборе книг и мультиков.

Первый шаг обучения — это пример родителя. Именно родитель решает, что будет смотреть ребенок. Конечно же, для этого стоит серьезно подумать о том, чтобы перекрыть ребенку доступ к самостоятельному пользованию планшетом или телевизором. Лучше всего самим подбирать и включать мультфильмы.

Как же их выбрать?

1. События. Понятно, что для каждого возраста свой выбор. Но главный принцип — не перегрузить нервную систему. Поэтому всегда уместны хорошие «старые» мультики, где действие развивается постепенно, связно. Герои не совершают резких движений, не издают резких звуков.

2. Цветовое решение. Чем младше телезритель, тем спокойнее и ближе к природному должен быть колорит мультика. Быстрая смена ярких, кричащих цветов, несомненно, привлекает детей, но если мы поймем, что эта привлекательность сродни сахару и усилителям вкуса в продуктах питания, то нам легче будет понять, что «привлекательное» не равно «здоровому».

3. Образы героев, характер, поведение. Все видели, как дети с удовольствием играют в персонажей любимых мультиков. Хотим ли мы, чтобы наши дети подражали мультяшным героям? Каким именно?
Нюанс — дети подражают не только жестам или поступкам. Дети невольно пытаются соответствовать внешнему облику.
Если понять это, то жутковато глядеть мультики, где пропорции героев сильно нарушены, утрированы. Вспомните, что часто при виде людей с какими-то дефектами (горбом, увечьем) нас передергивает, это неприятно. Так происходит именно потому, что мы очень быстро, против своей воли представляем себя в таком теле и невольно ужасаемся. Дети же не понимают, что в жизни огромная голова и маленькое тело невозможны, и невольно подстраиваются под эти пропорции. Это не значит, что дети вырастут большеголовыми коротышками. Но можно предположить, что тело ребенка «обогатится» всяческими зажимами.

4. Юмор. Очень часто сюжет и диалоги мультиков рассчитаны на школьников от девяти лет и на родителей.
Да, взрослому забавно и нескучно смотреть, но малыш многого не понимает, иногда путается. А мы уговариваем его, что все это только шутка.
Хорошо ли это для ребенка? Считается, что дети готовы адекватно воспринимать шутки и карикатурные образы примерно с девяти лет.

5. Узнаваемость. Сегодня производители выпускают все новые мультики, удачные персонажи переселяются в мультсериалы. Дети падки на все новое? Нет. Дети падки на отношения с надежными взрослыми, им важна предсказуемость и узнаваемость, особенно если они очень активны и возбудимы. Опытные родители знают, что для детей нормально желание слушать одну и ту же сказку каждый день. То же самое мудро поощрять и с мультфильмами.

Радоваться, когда малыш просит пересмотреть мультик, одобрять желание пересмотреть любимые серии, умиляться, когда ребенок произносит все реплики персонажей наперед. Повторы целительны и помогают родителям, так как со знакомым мультиком ребенка можно оставить наедине.

Как видим, при соблюдении техники безопасности мультики вполне могут стать новой возможностью улучшить и углубить отношения с ребенком, стать помощником в воспитании вкуса, поведения, обогатят словарь ребенка и даже помогут научиться лучше и точнее высказывать свои мысли.

Особенно это касается детей после семи лет.
И все же, возможно, после прочтения статьи вы решите вместо мультфильма рассказать детям сказку, обсудить события дня или поиграть вместе?