Родители переживают множество счастливых этапов в развитии своих детей, даже в самом раннем их возрасте. Первая улыбка, первый шаг, первое слово — все это с трепетом ждут в каждой семье и воспринимают с восторгом. Тем тревожнее становится, если маленький человечек не показывает тех реакций, которые от него ожидают.Для развития малыша общение имеет огромное значение. Вначале это чисто тактильные способы коммуникации, а затем приходит время речевого взаимодействия. Но вдруг вы замечаете, что коммуникативная активность вашего ребенка существенно ниже, чем у детей знакомых, а развитие речи идет слишком медленными темпами.Первое, что стоит сделать в такой ситуации, — не впадать в панику раньше времени. Все дети очень индивидуальны в своем развитии. Понаблюдайте за крохой, проанализируйте его поведение, оцените навыки и сравните их с теми нормами, о которых говорят специалисты. Однако надо помнить о том, что возраст имеет огромное значение для корректировки отклонений от речевой нормы. Чем старше ребенок, тем сложнее обычно идут эти процессы.
Чтобы не упустить момент, когда уже необходимо приступать к речевой коррекции, надо очень внимательно отслеживать признаки возможных отклонений. Некоторые из них могут проявиться уже буквально с пеленок. Потенциальные проблемы с речью в разном возрасте можно определить по следующим симптомам:
до первого месяца: крик малыша слабый и монотонный, иногда свое недовольство дискомфортом он вообще не выражает криком, просто кряхтит;
до четырех месяцев: кроха не реагирует улыбкой на разговор с ним;
до шести месяцев: ребенку не удается произнести простейшие звуки или слоги;
до восьми месяцев: малыш не пытается привлечь внимание взрослых при помощи определенных звуков;
до десятого месяца: нет произношения даже простых слов из повторения одинаковых слогов типа «ма-ма» или «па-па»;
до одного года: нет осмысленного произношения никаких слов и реакции на озвученные просьбы родителей (например, «Дай руку!»).
Если родители отмечают подобные признаки, значит, в развитии речи уже наблюдаются отклонения. Тем более, если эта негативная тенденция продолжает наблюдаться и в возрасте постарше. Скажем, в год малыш не понимает значения простых фраз.
Подобные проявления у маленьких детей — это повод для консультации у специалистов. Прежде всего следует обратиться к отоларингологу, чтобы проверить слух. Обязательным также является визит к невропатологу. Этот врач выявит возможные патологии ЦНС, включая речевые центры коры головного мозга. Окончательно поставить диагноз, а после определить методы лечения помогут детский психолог и логопед.
Причины нарушений в развитии речи
Причин, по которым происходят отклонения в развитии речи, существует довольно много. Достаточно распространенными являются, например, внутриутробные патологии, особенно в первый триместр беременности. В этот период как раз идет развитие центральной нервной системы, включая речевые зоны коры головного мозга.
На развитие речи у младенца может повлиять, почти любая инфекция, которую во время беременности подхватила будущая мать, или полученные ею травмы. Негативное влияние также оказывают аномальные сроки вынашивания плода (недоношенность или переношенность). Дети могут пострадать из-за курения или употребления будущей мамой алкоголя, а также из-за приема некоторые медицинских препаратов (особенно без контроля со стороны лечащего врача).
Существенным негативным фактором может стать наследственность. Как правило, дети наследуют от родителей неправильное строение артикуляционного аппарата и склонность к заиканию. Ребенок может начать говорить с задержками, если то же самое наблюдалось в развитии речи у кого-то из его родителей. Проблемы могут принести и тяжелые роды, которые сопровождаются асфиксией и родовыми травмами.
Предпосылками к задержке в развитии речи могут стать и сложности с окружением или неблагоприятные социально-бытовые условия. В семьях, где взрослые ведут асоциальный образ жизни или из-за особенностей здоровья не могут поддерживать речевую коммуникацию, дети могут быть начинать говорить намного позже из-за недостаточно практики речевого общения или пониженной мотивации к речевому взаимодействию.