Психические особенности детей до года
Врожденные рефлексы проявившегося на свет малыша регулируются нервными центрами. Кора его больших полушарий не сформирована полностью, нервные волокна не покрыты оболочками. Следствием этого является быстрое возбуждение новорожденных.
Особенность психического развития новорожденных состоит в том, что их анализаторы формируются быстрее, нежели движения тела. В частности, очень быстро развивается и зрение, и слух малыша, на основе чего формируется его ориентировочный рефлекс, условно-рефлекторные связи.
В первые две недели у грудничка формируется первый условный рефлекс. Это положение при кормлении, вызывающее сосательный рефлекс.
В 2-3 месяца появляются эмоционально-двигательные реакции. Дитя концентрирует взгляд на близких, которые к нему склоняются. Оно радостно машет ногами и руками. Это так называемый комплекс оживления. Его появление является переходом из периода новорожденности к младенчеству.
В младенчестве формируются преднамеренные действия ребенка. Он тянется к игрушкам. У него формируются подражательные способности. Это и есть первые этапы развития интеллекта малыша. Так, в 10 дней дитя удерживает движущийся предмет в поле своего зрения; в месяц может проследить за предметом, который движется; в 6 месяцев рассматривает интересные ему предметы; в год знакомое лицо может узнать на фотографии.
В младенчестве жизнь малыша полностью зависит от взрослых. Именно их задача состоит в том, чтобы удовлетворять потребности ребенка. Младенец, являясь социальным существом, полностью копирует взрослых, и для этого необходимо постоянное общение, эмоциональные контакты родителей и малыша. Взрослые стимулируют активность ребенка, развивают его речь посредством личного примера, повторений и стимуляции первых успехов.
К 12 месяцам дитя обычно произносит с десяток простых слов, а если родители уделяют общению много внимания, то значительно больше. При этом не все слова понятны чужим людям, а вот мама прекрасно понимает, о чем говорит ребенок. То есть речь его пока своеобразная. У него формируются связи между предметом и его названием, что проявляется в возможностях показать, где находится кошка, сказать, кто пришел. Это и есть начальный этап понимания речи..
Психика ребенка в 2, 3, 4 года
В возрасте до четырех лет психика формируется очень активно. По этой причине родителям необходимо серьезно и ответственно отнестись к малышу, помнить, что каждый ребенок — индивидуален, а его личность формируют взрослые.
Необходимо относиться к ребенку, как взрослому человеку, и не забывать, что ведущим видом деятельности у него в это время является игра, а важной основой развития психики служит подражание. Малыши перенимают и копируют поведение взрослых людей. У них проявляется интерес к окружающему, большая любознательность, которая зачастую прерывается отговорками или запретами нерадивых родителей. Не надо бесконечно повторять ребенку, что он маленький, думать, что он еще глупый. Ведь некоторые дети бывают смышленее своих родителей. И если дитя постоянно останавливать, не отвечать на его вопросы, ругать, то связи между родителями и детьми, а главное доверие легко утрачиваются. От дефицита внимания родителей у ребенка развивается замкнутость. Такому ребенку будет сложно адаптироваться в среде одногодок, будет „хромать” его социальное развитие.
Следует отметить важность периода трех лет в развитии психики ребенка. Это так называемый психологический кризис „я сам”. Проявляется он в том, что ребенок стремится даже непосильные ему действия выполнять самостоятельно, проявлять себя как личность, действуя наперекор взрослым или просто игнорируя их требования, обычные правила поведения. В этот период родителям важно не пресекать самостоятельность малыша постоянными табу, руганью, а постараться быть спокойными и проявить уважение к его личности. Ведь кризис трехлетнего ребенка как раз и является важным этапом становления психики маленькой личности. Ребенок в этом возрасте самоутверждается и доказывает, что и он личность со своими взглядами, возможностями, характером. Результатом успешного преодоления кризиса должно быть то, что дитя воспринимают равноценно. Это придает ребенку уверенность, делает отношения с взрослыми более доверительными и помогает далее правильно формироваться его психике.
Психика ребенка в 5, 6, 7 лет
Дети старшего дошкольного возраста уже более самостоятельны. У них сформирован определенный тип поведения и интересы. В 7 лет уже точно можно определить тип темперамента малыша. По его поведению видно, холерик он или меланхолик, флегматик или сангвиник. Главенствующую роль в поведении старших детей играет любознательность. Дети этого возраста отличаются откровенностью, могут задавать взрослым (и не только родителям) любые вопросы.
Важным фактором развития психики, формирования норм поведения является общение со сверстниками. И родители должны обеспечить своему малышу достаточную возможность совместного времяпровождения с его одногодками. Дети, посещающие дошкольное учреждение, и те, которые воспитываются дома, совершенно разные. А к школе легче адаптируются первые. Чтобы избежать коммуникативных проблем в школе, ребенок должен владеть навыками поведения в детском коллективе.
До 7-летнего возраста родители должны определиться с наклонностями своего ребенка. Спорт, художественная школа, танцы, конструирование — это источники положительных эмоций, уверенности в себе, занятости малыша. А еще это та же возможность общения со сверстниками и накопление личного опыта. В старшем дошкольном возрасте мальчики и девочки учатся мыслить независимо от взрослых, у них формируются моральные представления и нормы поведения, база ценностей.
В это время дефицит внимания со стороны родителей способствует формированию у ребенка духа соперничества, причем нездорового. Это проявляется в привлечении к себе внимания любым образом, особенно негативным. Возможно и обратное — замкнутость и формирование закомплексованности, чувства собственной ущербности. Недолюбленный в детстве ребенок будет в дальнейшем, как минимум, не уметь сочувствовать и проявлять искренность в отношении к другим людям.
Психика ребенка после развода родителей
Семейные разрывы неизбежно влияют на психику детей. Для них это эмоциональная травма, стресс. И чем взрослее ребенок, тем сильнее переживания, связанные с разводом родителей. Проявляется это приступами агрессии в общении со сверстниками и учителями. Дитя, что называется, отбивается от рук. А некоторым приходится испытывать чувство стыда за семью. Главная проблема заключается в том, что развод воспринимается как нечто личное, как собственное чувство вины за это. Ребенок может проявлять озлобленность на маму. Ведь чаще всего дети остаются после развода именно с ней. Надломленная психика — это и ухудшение общего здоровья ребенка. Проявляется это в том, что он чаще болеет.
Нередко дети чувствуют себя никому не нужными, убегают из дома. Именно поэтому очень важно поговорить с ребенком о разводе по-взрослому. Объяснить, что папа, который ушел из семьи (а чаще всего случается именно так), продолжает его любить и будет дальше общаться с ним, навещать, проводить выходные. Приведите ребенку пример (если такой имеется) семьи, где папа не живет с семьей, но, тем не менее, не забывает о своих детях и тепло к ним относится.
Психика ребенка без отца
Самым лучшим вариантом после ухода отца из семьи для ребенка является регулярное общение с ним. Особенно это важно для мальчиков. В этом случае говорить об отклонениях в психике малыша не придется. Когда же отец совсем прекращает общение с детьми, то компенсировать это помогает наличие нескольких детей в неполной семье. Если же ребенок один, ему гораздо тяжелее пережить уход из семьи папы. Неоценимой в этом плане будет помощь бабушек и дедушек. Но главное в процессе компенсации госпитальной роли папы — не перегибать палку со вниманием к ребенку, не баловать и основное — не формировать у малыша образ плохого папы. Не нужно делать переоценку детских ценностей и вешать ярлыки на ушедшего из семьи отца.
Другая крайность заключается в том, что мама начинает брать на себя роль строгого отца. Но дети по-разному воспринимают авторитарность родителей. И материнская критика ребенком подсознательно воспринимается как отказ в любви. Ребенок может бороться за эту любовь и при этом использовать арсенал своего упрямства и капризов. А может быть и наоборот: дитя растет инфантильным, доминирование женщины для него становиться нормой, что в перспективе чревато деформацией половой идентификации. Если же после ухода из семьи папы все проникаются жалостью к сиротинке, то это создает условия для проявления эгоизма и нарушений психики ребенка в виде агрессивности, жестокости и чрезмерной самоуверенности.
Нарушенная психика у ребенка
Во всех дошкольных учреждениях есть дети, психика которых значительно отклоняется от нормы. Это могут быть агрессивные и неуправляемые дети (холерики), вялые и плаксивые. Коррекцией поведения таких детей занимается психолог.
Следует отметить, что к 3 годам у детей может быть выражена конфликтность, заикание, онанизм, нервные тики, энурез.
В 4 года это пугливость, медлительность, тики. В 5 лет мальчики склонны к реакциям торможения, а девочки, наоборот, к возбудимости.
Психологи отмечают, что самым трудным в воспитательном плане и в плане формирования отклонений в психике является и для мальчиков, и для девочек возраст 3 лет. Далее мальчики становятся в психическом плане более уязвимыми в 6 лет, девочки — в 5. Поэтому родителям не надо стесняться, бояться обращаться за помощью к психологам, психиатрам, семейным врачам, если замечаются первые звоночки в отклонении психики, например, тот же энурез. Важно помнить, что главный источник формирования здоровой психики ребенка — семья, отношения в ней и атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения.