Знаете ли вы, что младенцы в течение первого года жизни увеличивают свой вес втрое? А то, что в течение первых пяти лет жизни мозг ребенка развивается больше, чем в течение всей последующей жизни? Рассмотрим несколько фактов о развитии ребенка, которые, несомненно, вас удивят.
1. Ребенок понимает вас еще до того, как учится говорить
Мамы любят говорить со своими новорожденными детьми, и это очень хорошо для детей. Слушая то, что вы ему рассказываете или напеваете, ребенок многому учится. В течение первого года жизни он уже понимает около 70 слов. Даже если он не говорит их все, он понимает, что вы ему говорите. Поэтому разговаривайте с ребенком как можно больше.
2. В дошкольном возрасте ребенок начинает понимать свои отличия от других
Ребенок кричит: «Мое!», когда сверстник забирает у него игрушку. Маленькие дети неохотно делятся тем, что принадлежит им. Кроме этого, следует помнить, что в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность. И это хорошо. Он начинает понимать, что он в чем-то не похож на своих друзей и на вас. Это важный этап в развитии его познавательной сферы.
3. В среднем ребенок в течение первого года жизни увеличивает свой вес втрое
Такой рост за такое короткое время невозможно представить у взрослого человека. Когда вы встаете посреди ночи, чтобы покормить ребенка, помните, что это ему необходимо. Такой стремительный рост забирает у него большое количество энергии и питательных веществ. Если бы мы продолжали набирать вес в таком же темпе, как в первый год жизни, к 20 годам мы бы весили 143 килограмма.
4. Находясь в утробе матери, ребенок может дышать под водой
Ребенок начинает дышать еще в утробе матери – на 28-й неделе беременности. В этот период развития легкие еще не способны вдыхать кислород – они недостаточно развиты. Ребенок постепенно учится вдыхать и выдыхать, тренируя дыхательные мышцы. При рождении мышцы становятся уже достаточно развитыми для дыхания.
5. Большинство годовалых детей могут одинаково хорошо выполнять различные действия обеими руками
Вы, вероятно, удивитесь, когда увидите, что ваш ребенок использует обе руки для того, чтобы рисовать, держать ложку и выполнять другие действия. У большинства детей ведущая рука определяется в возрасте 2–3-х лет. В 90 % случаев эта рука – правая. Поэтому, если ваш ребенок – левша, можете им гордиться: таких, как он, в мире немного.
6. У двухлетних детей нейронных связей в два раза больше, чем у взрослых
Двухлетний возраст ребенка родители называют ужасным. Ребенок без особой причины впадает в истерики, кричит и дерется и даже пытается спровоцировать истерику у вас. Мозг двухлетнего ребенка насчитывает более 100 триллионов нейронных связей – в этом возрасте мозг развит больше, чем когда-либо в жизни. Воспользуйтесь этим моментом и постарайтесь научить ребенка всему, чему только можно. Помните, что у взрослого человека нейронных связей вдвое меньше, чем у двухлетнего ребенка.
7. Скорее всего, ребенок не будет помнить ничего, что происходило с ним до 3-х лет
Вы потратили все семейные сбережения на то, чтобы шикарно отпраздновать день рождения ребенка. Вероятно, вы думали: «Ничего, зато у малыша останутся воспоминания на всю жизнь». Однако, если ребенку меньше трех лет, скорее всего, воспоминания об этом события останутся только у вас. До трех лет механизмы памяти ребенка еще недостаточно развиты. Поэтому событий, происходивших в этот период, он, вероятно, не запомнит. То, что ребенок узнает в этот период, несомненно, будет иметь положительное влияние на его развитие, но он это не запомнит.
8. Когда дошкольник закрывает глаза, он думает, что вы тоже в этот момент не видите
Вы можете столкнуться с такой странной ситуацией: ребенок прикрывает глаза рукой и заходит в комнату, чтобы стащить конфеты. В комнате находитесь вы. Ребенок думает, что вы не видите его потому, что он не видит вас. Взрослым это кажется смешным, но ребенок действительно так думает. Он еще не может мыслить логически и все понимает буквально. Поэтому лучше не говорить дошкольнику фраз вроде: «А что, если все пойдут прыгать с моста в реку?».
9. Ребенок может испытывать страх, еще находясь в материнской утробе
Ребенок может толкаться или двигаться в утробе матери, испытывая страх. Например, он может испугаться громкого звука. Это может проявляться, начиная с 23-й недели беременности. Маме не стоит беспокоиться: это всего лишь означает, что мозг ребенка развивается нормально.
10. При рождении ребенок видит очень размыто
В первые дни жизни ребенок может четко видеть предметы только на расстоянии менее полуметра. Поэтому, когда вы подходите к новорожденному ребенку и разговариваете с ним, наклоняйтесь над ним, чтобы он мог различать ваши черты лица. Давайте ребенку рассматривать белые и черные предметы, подносите их в поле зрения ребенка. Ребенок любит рассматривать все новое, и это очень важно для его визуального развития. Но новые предметы должны находиться в зоне его зрения. Когда ребенку исполнится полгода, его зрение станет намного четче.
11. Ребенок в утробе может чувствовать те же запахи, что и вы
Знаете ли вы, что еще в утробе матери у ребенка развивается обоняние? Ребенок воспринимает запахи благодаря околоплодным водам, в которых он находится. В третьем триместре беременности ребенок еще сильнее чувствует запахи, которые проходят через плаценту.
12. До четырехмесячного возраста ребенок не чувствует соленый вкус
Разумеется, в этом возрасте вы еще не даете ребенку соленой пищи. Но, вероятно, вам будет интересно узнать, что ребенок этого даже не почувствовал бы. Вкусовые рецепторы, которые отвечают за восприятие соленого вкуса, развиваются только после четырех месяцев. Интересно, что именно в этом возрасте почки ребенка начинают усваивать натрий. Оказывается, все в человеческом организме взаимосвязано.
13. Дети структурируют информацию в памяти с семилетнего возраста
Ребенок может запоминать информацию и в младшем возрасте, но только с семи лет он использует определенные стратегии для запоминания – определенные схемы и другие уловки для того, чтобы запомнить что-либо. Это помогает ему запоминать больший объем информации, который впоследствии пригодится ему в учебном процессе или других жизненных ситуациях.