Одежда, как лакмусовая бумажка культуры
Одежда, как лакмусовая бумажка культуры

— AD —

Традиция носить одежду появилась очень давно и присутствует она, очевидно, не только в украинской культуре. Трансформация одежды очень ярко свидетельствует об изменениях в самой культуре. Определенные атрибуты одежды становятся выразителями ценностей и символами идеологий. Как, например, джинсы и пионерский галстук, в СССР.

В дискурсе христианства одежда показывается нам в наказание за человеческий непослушание, то есть он призван прикрывать наш «стыд». Ученые говорят, что одежда возникла из соображений безопасности – для защиты своего тела от холода, болезней и т.п. И сразу у людей появилась возможность купить одежду по своему вкусу. Причины возникновения одежды не так важны в данном контексте, важным представляется подчеркнуть то, что одежда со временем отождествился с телом. Если собственное тело, является биологическим или материальным телом человека, то одежда является ее культурным телом – утверждает Мария Маерчик в своей книге «Ритуал и тело».

Культурное тело человека создают ритуалы и обряды, которым она подвергается в течение жизни. Они всегда сопровождаются одеванием или переодеванием. Например, когда проходит обряд крещения, то ребенка заворачивают в специальную, принесенную крестными ткань. Если случилось так, что ребенок умер, когда ее еще не успели окрестить, то этот ребенок будет считаться вне культуры и общества.

Трансформацию украинских манер одеваться можем проследить на примере одежды невесты. Невеста и жених (наряду с новорожденными и покойниками) является лиминальным персонажами, то есть теми, которые переходят из одного статуса (состояния) в другой. Поэтому одежда для них – особенная.

Прежде, чем отличается одежда современной невесты от невесты XIX века – это его количество. Невеста с позапрошлого века имела себе несколько рубашек и юбок, кожух (независимо от времени года), множество бус и лент. Ничего из этого она не могла снимать в течение всей свадьбы. Избыток одежды свидетельствовал о состоятельности невесты, а еще о ее готовности к браку, ведь известно, что девочки еще с 13-14 лет готовили себе приданое.

Пережитком этой традиции можно считать пышные и многослойные свадебные платья современных невест. Одежда невест из разных эпох сочетается по одной общим признаком – он должен быть новым. НЕ применяемость этого ритуальной одежды означало переход к новому образу жизни.

Обязательным элементом остался головной убор. Сначала это был веночек с лентами, который сегодня трансформировался в фату. Важной чертой свадебной одежды была его неприкосновенность. Это означает, что никто не должен примерить эту одежду (особенно головные уборы), невеста не должна никому, кроме родных, его показывать. Фату, как главный символ невинности и девичьей чистоты, женщина должна хранить до конца жизни. В некоторых погребальных обрядах свадебным дымкой покрывали умершую женщину в гробу.

Прическа невесты сегодня имеет самые невероятные формы. В прошлом же невеста на свадьбу должна распустить волосы, которое было символом ее девственности (после свадьбы его обычно отрезали).

Как видим, свадебная одежда испытала значительные трансформации на протяжении веков, что свидетельствует о изменениях в культуре. На примере изменения свадебной одежды, мы можем сказать, что за последнее столетие украинского культура испытала большое влияние западной культуры. Это привело к вытеснению некоторых аутентичных традиций, однако некоторые из них удачно приспособились к современным условиям, что в свою очередь свидетельствует об открытости украинской культуры и способность ее к рецепции новых культурных кодов.