Женщины — для удовольствия
Правила поведения, согласно которым женщинам запрещалось привлекать к себе внимание, в Средние века были вполне обоснованны, поскольку инстинкты тогда контролировались слабо. Рыцарство в его нынешнем понимании далеко отстояло от рыцарей. Женщины служили для представителей сильного пола источником чувственных наслаждений, в том числе и против своей воли, да и похищали их в ту пору сплошь и рядом.В XII в. Андрей Капеллан, живший при дворе Марии Шампанской, составил сборник наставлений для рыцарей, получивший название «О науке куртуазной любви» (De arte honeste amandi). Книга была адресована юному рыцарю по имени Готье, который попросил у Капеллана совета в амурных делах.
Автор наставлений с самого начала ясно дает понять, что уважительно следует относиться далеко не ко всем женщинам, а поклонения заслуживают лишь представительницы знати. Капеллан подчеркивает, что романтические или возвышенные чувства не стоит расточать на тех, кто принадлежит к низшим сословиям, поскольку они существуют исключительно для плотских удовольствий:
«Если ты по случайности полюбишь крестьянку, расточай ей комплименты, а позже, когда найдется укромное место, не раздумывая возьми то, что желаешь, даже если тебе придется целовать ее насильно. Вряд ли ты сумеешь растопить ее холодность, чтобы она позволила тебе тихие объятия или же пожелала удовлетворить твою страсть, и поэтому стоит прибегнуть к силе, чтобы исцелить ее от смущения. Мы пишем сие отнюдь не с целью заставить тебя полюбить женщину низкого сословия, а единственно для того, чтобы ты знал, что делать, если по неосторожности увлечешься одной из них».
Все браки — по расчету
Единственными женщинами, заслуживавшими рыцарской любви, являлись дворянки. Поскольку соперничество за благосклонность дам знатного происхождения зачастую приводило к убийствам, их начали считать источником всех зол. За девушками строго следили и обычно держали взаперти до тех пор, пока не было принято решение о заключении брака. В комнату, где жила девушка, могли заходить лишь владелец замка и некоторые придирчиво отобранные им мужчины, которые развлекали ее чтением вслух и пением романтических баллад.
В средневековом обществе дамы служили наградой рыцарям, которые порой могли получить свой собственный замок, женившись на дворянке. Брак был результатом переговоров двух семей, и, когда родственники приходили к согласию, от будущих молодоженов также ожидался только положительный ответ.
Многие формулировки, которые используются в современном языке, напоминают о том, что в былые времена брак, по сути, являлся сделкой. Девушку в буквальном смысле выдавали замуж, то есть отдавали будущему мужу и скрепляли договор, соединяя руки жениха и невесты вместе. Сегодня в западных странах удивляются тому, что в Индии браки почти всегда устраиваются родителями, однако прежде подобная практика была повсеместно распространена по всей Европе, и свадебная церемония до сих пор является ее отголоском.
В XII в. появился обычай венчаться в церкви: теперь брачными клятвами, поцелуями и кольцами обменивались перед алтарем в присутствии священника. Кольцо надевали на безымянный палец левой руки, поскольку считалось, что именно этот палец теснее всего связан с сердцем. Первая брачная ночь скрепляла узы и делала союз легитимным.
Первая брачная ночь: никакой личной жизни!
В Средние века, как и в эпоху Нового времени, ни о какой неприкосновенности частной и интимной жизни молодых и речи не шло. Наоборот, родные и друзья провожали новобрачных в спальню, где те оказывались объектом непристойных шуточек и песен. В одной бременской гильдии даже существовал обычай, согласно которому два принесших особую клятву мастера проверяли девственность невесты. Жених обязан был заплатить «экзаменаторам» за услуги небольшое вознаграждение.
Но даже после этого молодая пара не могла спокойно предаваться любовному пылу: гости караулили за дверью и прислушивались, желая узнать, насколько благополучно обстоят дела в спальне.
Предметом широкого обсуждения служила плодовитость заключенного союза. Время от времени брачную ночь нарушали пьяные шуточные серенады, которые распевали под окном у новобрачных. Не оставляли их в покое и в первое утро после свадьбы: муж при всех торжественно вручал молодой жене подарок за то, что забрал ее невинность, а родственники приходили осмотреть постель в поисках несомненных доказательств девственности невесты.
В XVII в., во времена Карла Первого, в Англии начали понемногу отступать от публичных ритуалов первой брачной ночи, а в XVIII столетии к свадьбам начали относиться куда более спокойно и участие в них гости принимали уже не столь активно. Только в конце XVIII в. неприкосновенность интимной жизни новобрачных стали охранять, вплоть до изобретения такого понятия, как медовый месяц.
Карнавальные ритуалы, сопровождавшие первую брачную ночь, до сих пор живут в традициях мальчишников и девичников. В Средние века перед домом жениха или невесты принято было устраивать громкий «кошачий концерт», где вместо инструментов использовались сковородки и другая кухонная посуда. Главным обрядом, сулившим молодым долгую счастливую жизнь, было битье посуды: ведь согласно древнему языческому суеверию осколки приносят удачу.
Публичная потенция
Многие стороны сексуальной жизни, ставшие приватными в процессе цивилизации, изначально были публичными. К примеру, раньше женщина могла получить развод, только доказав, что ее муж — импотент. Поскольку целью брака было рождение детей, к обвинениям в бесплодии церковь относилась серьезно.
Во время судебных процессов XIII–XIV вв. при осмотре потенциального импотента измеряли его пенис: считалось, что чем он короче, тем выше вероятность того, что мужчина бесплоден. Присутствовавшие на заседании женщины порой даже специально возбуждали беднягу, чтобы посмотреть, реагирует ли его член на прикосновения. В XV в. обвиненный в импотенции муж вынужден был доказывать свою половую состоятельность в борделе, в присутствии священников и чиновников.
Не скрыться даже в спальне
В Средние века из-за нехватки места в одной кровати зачастую спало несколько человек, причем не только родственники, но также прислуга и гости. В XVI столетии стали появляться правила, определяющие границы стыдливости между юношами и девушками. Так, Эразм Роттердамский писал, что, раздеваясь и вставая с кровати, нужно помнить о пристойности и не открывать посторонним глазам ничего такого, что природа и мораль велят нам прятать.
Даже брак не гарантировал приватности, хотя супруги и делили одно ложе. В конце XVI в. распространение в Англии пуританства привело к ужесточению контроля за моралью: официально этим занимались священники, а неофициально — соседи. Кумушки не только делились информацией с любопытствующими, сообщая им все интимные подробности, но и сигнализировали церковникам, если нормы морали были попраны. Обычными темами для пересудов являлись соблазнение служанок или же привлекающая внимание половая жизнь супругов. Соседи также доносили священникам, если муж не вмешивался в любовные похождения своей супруги.
Даже аристократы и просто богатые люди в ту пору никуда не могли скрыться от глаз собственных слуг, которые шпионили за тем, что происходило в спальне хозяев. Если дворяне оказывались перед судом по обвинению в адюльтере, свидетелями обычно выступали именно слуги. То есть можно говорить о том, что сексуальной неприкосновенности как таковой не существовало.
В XVII в. эта проблема нашла отражение в архитектуре: отныне в жилищах состоятельных людей в спальню вел отдельный коридор, а не анфилада комнат, как ранее. Также спальни стали размещать на верхних этажах, вдали от любопытной прислуги.
Однако следует отметить, что в старинном сословном обществе неловкость из-за того, что кто-то наблюдает за самыми интимными сторонами твоей жизни, чувствовали исключительно в присутствии представителей своего собственного или высшего класса. Если же рядом находились люди, стоящие ниже тебя на общественной лестнице, отсутствие стыдливости считалось по отношению к ним едва ли не проявлением симпатии.
Приватность в нынешнем ее значении возникла лишь в XIX в., когда дом и личная жизнь для всех социальных классов стали означать приблизительно одно и то же.