Когда ребенок впервые отправляется в ясли, детский сад, на занятия в кружки или творческие студии, для него это становится испытанием. Ему приходится адаптироваться к новой ситуации, привыкать к незнакомой обстановке, коллективу и педагогу. Как помочь малышу?
Переход маленького ребенка из одних жизненных условий в другие всегда сложен. Это требует от него более быстрого и адекватного реагирования, но адаптационные возможности малыша ограничены, особенно в раннем возрасте. Чем младше ребенок, тем он более зависим от родителей, беззащитен и раним. Поэтому резкий, неподготовленный переход малыша в новую обстановку может зачастую приводить к эмоциональным отклонениям или замедлению темпа развития.
Что переживает малыш в адаптационный период
Чаще всего, попадая в новую незнакомую обстановку, дети испытывают эмоциональную напряженность, беспокойство, заторможенность. Они много плачут, стремятся к эмоциональному контакту с взрослыми или, наоборот, раздраженно отказываются от него, сторонятся, настороженно относятся к сверстникам. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Они отказываются от еды, она может вызывать у них тошноту.
Они трудно засыпают, часто просыпаются, вскрикивают во сне. Некоторые утрачивают навыки опрятности. Разлука и встреча с родными протекают очень бурно, экзальтированно: дети не отпускают от себя родителей, долго плачут после их ухода, а после возвращения вновь разражаются слезами, могут проявлять агрессивность. В этот период у малышей снижается познавательная активность, падает уровень речевой активности.
При отсутствии психологической готовности ребенка к переходу в новые социальные условия нарушения в его развитии могут оказаться необратимыми. Однако если переход происходит не стихийно и малыша постепенно готовят к нему, а кроме того, родители и педагоги соблюдают ряд общих рекомендаций, то можно избежать негативных последствий адаптационного периода и облегчить состояние.
Что может вызвать острые негативные переживания
Незнакомая обстановка лишает его ощущения защищенности и безопасности, изменяя его эмоциональное состояние.
Помимо этого, острые стрессовые переживания у детей раннего возраста могут вызываться следующими факторами:
• вынужденный контакт с новым незнакомым взрослым;
• подчинения требованиям взрослого или условиям выполнения каких-либо действий;
• нахождение в незнакомом и непривычном помещении;
• чрезмерно активные действия взрослого в близости от ребенка;
• порицание со стороны взрослого, которое приводит к отрицательной эмоциональной реакции, к нарушению или прекращению активности;
• ограничение времени, отводимого невыполнение действий, приводящее порой к смятению, общей дезорганизованности.
Как помочь малышу пережить стрессовые состояния
Преодоление стресса, вызванного попаданием в непривычную ситуацию, достигается благодаря
постепенному формированию у ребенка адаптивного поведения. Помощь малышам может исходить как от родителей, так и от педагогов.
Когда ребенок начинает ходить в детские ясли, родители могут обеспечить предварительное знакомство с территорией яслей и какое-то время приводить его только на прогулку. В случае если малыш не может пока оставаться один, не ругать, не покидать его незаметно, а присутствовать рядом и играть вместе с ним. Постепенно он будет подходить к другим детям, заинтересованно смотреть, что они делают, включаться в их игры и затеи. Затем можно приступить к освоению игровой комнаты и пойти вместе со всеми поиграть с новыми игрушками.
Только после того, как родители и воспитатели поймут, что он освоился и чувствует себя среди малознакомых комфортно, можно предложить ему вместе со всеми пообедать и т.д.
У каждого малыша свой темп привыкания к незнакомому и неизвестному, свои индивидуальные адаптационные возможности, поэтому разным будет и затраченное время на пребывание родителя в яслях вместе с ребенком. Главное — верить в него, эмоционально поддерживать его и помогать ему осваиваться в незнакомой среде.
Как помочь ребенку адаптироваться к групповым занятиям
Родителям очень важно понять, для чего они хотят водить ребенка на занятия, насколько они для него своевременны и интересны. Может быть, он еще «не дорос» и лучше пока позаниматься с ним дома?
Если вы решились рано социализировать и интенсивно развивать малыша, то, по крайней мере, постарайтесь не сравнивать его с другими, не требовать четкого выполнения всех инструкций педагогов и не ждать особых достижений. Родителям важно понимать, что прежде всего от творческих, развивающих занятий он должен получать удовольствие, хотеть открывать и познавать мир.
Желательно для робких неуверенных детей подобрать мягких и терпеливых педагогов, а для активных и шаловливых — четких и способных увлекать и организовывать детей. Педагогам же нужно максимально учитывать индивидуальные особенности детей и их адаптационные возможности. В помощь им приведем несколько правил, которые облегчат процесс включения малышей в групповые занятия.
Правила включения в групповое занятие
Занятия с малышами лучше всего проводить совместно с родителями. Так дети чувствуют себя более комфортно и защищено, а родители учатся тому, как общаться и заниматься с ребенком.
Большое значение имеет доброжелательная атмосфера занятий, постоянное присутствие положительных эмоций. Необходимо, чтобы над ее созданием работали не только педагоги группы, но и родители.
Очень важно, чтобы по отношению к детям не применялось физическое и эмоциональное насилие. Одна из задач педагога — обучить родителей позитивным формам поведения: задавать образцы поддерживающего поведения собственным примером, указать, чего делать нельзя во время занятий в группе (например, шлепать малыша, одергивать, кричать на него и т.д.).
Родителям необходимо обеспечить малышу чувство защищенности, постоянно поддерживать его эмоционально, словно сообщая: «Не бойся, я с тобой». В первую очередь от них требуется постоянное присутствие рядом, это создает основу для формирования чувства защищенности. Важно говорить соответствующим тоном, с мягкой, теплой интонацией, использовать тактильный контакт — можно приобнять малыша, посадить на колени или взять на руки.
Важен принцип постепенности, в том числе и в режиме посещений. Педагогу можно рекомендовать сначала проводить с ребенком индивидуальные занятия и только потом переходить к включению в групповые занятия. Включать его в группу лучше, начиная с непродолжительного времени, достаточно 5-10 минут.
Важно постоянно отслеживать эмоциональные и поведенческие реакции малыша и, в случае ухудшения состояния, закончить занятие раньше времени. Не требуйте от него полного участия в игре, дайте ему возможность сначала побыть сторонним наблюдателем. Также малыш может включаться в игру детей частично, выполнять некоторые доступные для него функции, например, не ловить мяч, а только катить его.
Необходимо, чтобы взрослые учитывали индивидуальные и возрастные особенности: его потребности, эмоциональное состояние и физические возможности.
Адаптация детей с особенностями в развитии
У некоторых детей имеются различные отклонения в развитии. В раннем возрасте эти отклонения часто не достигают той степени выраженности, при которой ставится медицинский диагноз.
Тем не менее эти особенности затрудняют вхождение в детский коллектив. Родителям и педагогам важно чувствовать и понимать ребенка, чтобы наиболее эффективно помочь ему освоиться в детском коллективе и с интересом заниматься.
Поговорим о том, как можно поспособствовать ребенку адаптироваться при разных вариантах эмоциональных и поведенческих проблем.
Адаптация детей с эмоциональными нарушениями
Эмоционально чувствительные, сверхранимые дети не могут самостоятельно строить свои отношения с окружающим миром. Они не инициируют игру с другими детьми, не вступают в контакт с взрослым, боятся всего нового и остро реагируют на изменение привычного течения событий. Одна из важных проблем таких детей — непереносимость эмоционального напряжения, вне зависимости от того, положительные это эмоции или отрицательные.
Начинать работу необходимо с индивидуальных занятий. Не надо стремиться сразу же устанавливать контакт с ребенком, дайте возможность малышу постепенно привыкать к помещению, педагогу. Не следует настойчиво предлагать присоединиться к игре остальных, важно предоставить ему возможность побыть одному, поиграть самостоятельно.
Очень значима дозированность эмоции во время занятии, не следует также излишне нагружать его частой сменой различных событий. Если у малыша появляются признаки утомления до окончания занятия, можно попробовать снизить нагрузку, включить спокойную музыку, или же закончить занятие.
У таких детей могут встречаться стереотипные (однообразные) движения — они потряхивают руками, подпрыгивают, особенно это проявляется в моменты эмоциональных нагрузок. Для создания контакта с детьми, которые склонны к стереотипным действиям, необходимо воспроизведение взрослым действий ребенка. Сначала это должно быть полное повторение действий малыша, затем можно попытаться включиться в его игру и только потом пробовать постепенно расширять репертуар.
В работе с такими детьми можно применять элементы холдинг-терапии (удерживающей).
В первую очередь это рекомендация для родителей, им следует крепко обнять ребенка и удерживать его в течение недолгого времени, говоря ласковые слова. Это делается для снятия эмоционального напряжения и поддержания контакта.
В условиях группового занятия по возможности минимизируйте общение с другими детьми.
Важно, чтобы такой ребенок первый входил в помещение группового занятия.
Дайте ему 5-10 минут до прихода остальных детей, чтобы он мог освоиться. Лучше начинать включать его в небольшую группу из 3-5 человек.
В течение длительного периода важно соблюдать ограничение времени совместного пребывания.
Постепенно увеличивайте время. Как только возникают предвестники истощения и эмоционального срыва — заканчивайте занятие. Очень важно, чтобы занятие заканчивалось в тот момент, когда ребенок пребывает в хорошем настроении.
Адаптация тревожных детей с низким психическим тонусом
Такие дети очень впечатлительны, излишне глубоко переживают даже незначительные события. Им свойственны страхи, упрямство, негативизм, различные поведенческие нарушения. Они выглядят вялыми, всегда усталыми, капризными.
Для тревожных детей особо значимо чувство защищенности, физический и эмоциональный комфорт. Поэтому по возможности необходимо создать максимально благоприятные условия, чтобы дети чувствовали себя свободно. Родители могут взять его на руки, постепенно осваивать вместе новое помещение, показать малышу уже знакомые любимые игрушки, можно прийти со своей любимой игрушкой. Для таких детей важно, чтобы группа была небольшой, и чтобы в ней не было чересчур активных и шумных детей.
В работе с детьми пассивными с низким психическим тонусом очень важна активизация.
Особенно значима материнская тонизация: поглаживания под песенку, игры у мамы на коленках под какую-либо потешку и т.п. Также можно использовать различные ритмичные упражнения на большом мяче, качелях под стишок.
Тревожных неуверенных детей следует увлечь чем-то интересным, привлекать к занимательным игровым занятиям, постоянно эмоционально поддерживать и заражать своей радостной эмоцией. Сначала надо эмоционально подстраиваться под каждого ребенка, со временем расширяя его эмоциональную палитру, но в то же время нельзя и переутомлять.
С индивидуальными страхами следует работать постепенно, не стоит пытаться развеять все страхи малыша одновременно. Например, если ребенок боится громкой музыки или воды, не следует в первое же занятие играть на барабанах и купать куклу. Основной принцип работы со страхом состоит в том, что малышу не надо говорить, что это «не страшно!». Необходимо дать ему возможность на собственном опыте прочувствовать, что это и правда не страшно.
Например, если ребенок боится звука колокольчика, то взрослый сначала сам может позвонить в колокольчик, негромко и на некотором расстоянии от малыша. Потом предложить это сделать игрушечному мишке, попросить ребенка подержать лапу мишки, а потом уже протянуть колокольчик самому ребенку. Важно то, что малыш теперь сам контролирует ситуацию. Он сам может решить, когда пора взять колокольчик.
Его никто не принуждает к этому. Ребенок сам извлекает звук, когда захочет, контролирует его громкость и продолжительность звучания. Следует понимать, что весь процесс может занять не одно и не два занятия, а довольно длительное время. Не стоит форсировать события, надо дать ребенку возможность освоиться.
Особо эмоциональные дети нередко любят использовать «истерики» в качестве безотказного способа привлечения внимания к себе и своим запросам. В данном случае нужно уделять ребенку максимальное внимание, когда он ведет себя хорошо и ничего не требует. В случае же «истерик» внимание должно быть минимально. Ребенок, поняв, что такое его поведение не вызывает никакой реакции, будет искать более позитивные способы обратить на себя внимание.
С тревожными детьми важно отслеживать все эмоциональные нюансы их состояния, своевременно реагировать на изменения в поведении.
Когда это необходимо, использовать средства для релаксации, например, спокойную музыку, игры с природными материалами.
Адаптация легковозбудимых детей
Такие дети очень подвижны, их внимание рассеяно, им тяжело сосредоточиться на какой-то одной игрушке. Им нужно все и сразу. Они начинают что-то делать и, не окончив, бросают.
На время индивидуальной работы с такими детьми необходимо дополнительно организовать пространство: в первую очередь следить за безопасностью ребенка. Во время занятия важно использовать максимум физической активности — бег, прыжки, игру в мяч и т.п. Также хорошо использовать игры на регуляцию активности, при этом обязательно показать образец и дать понятное сравнение: «давай потопаем громко, как слоны, а теперь тихо, как мышки».
Для занятий, требующих сосредоточенности, важно сформировать среду с необходимым минимумом предметов. С такими детьми можно использовать физическое ограничение: например, сесть за спиной ребенка и, приобнимая его, отгородить пространство для работы.
Часто дети с низкой психической регуляцией бывают агрессивными в силу своей импульсивности. Поэтому очень важно предоставить им возможность сбросить энергию, прожить эти негативные эмоции, например, можно вместе порвать бумагу и устроить из нее салют или поколотить подушку надувным мечом.
При чрезмерном возбуждении нужно использовать релаксацию: спокойная музыка, мамины объятия под тихую песенку, монотонная деятельность, например, игры с водой, сыпучими материалами обеспечат расслабление.
Для легковозбудимых детей крайне значима четкая регламентированность занятия, важны неизменные ритуалы. Также лучше уменьшить время занятия по сравнению с остальными детьми, поскольку такие дети быстро пресыщаемы и устают.
Не менее важно следить за количеством легковозбудимых детей в группе. Их слишком много не должно быть — не более 2 на группу.
Необходимо учитывать, что есть дети, которым в данный момент противопоказаны групповые занятия: например, дети в особо возбужденном состоянии, они должны сначала получить медицинскую помощь.
Как можно понять, готов ли ребенок к занятиям в группе
О психологической готовности можно говорить, если взрослые отмечают следующее:
• ребенок с желанием идет на занятие, он вспоминает о нем, ждет следующего;
• на занятиях у него появились любимые игры, он самостоятельно и активно включается в новые игры;
• ребенок не боится педагога, подпускает его близко к себе, допускает физический контакт;
• также важно учитывать уровень детско-родительского взаимодействия, насколько целесообразен переход от индивидуальных занятий к групповым.
Успешная адаптация ребенка как к групповым занятиям, так и к посещению яслей в огромной мере определяется разумным поведением родителей и профессиональным мастерством педагогов. Мы рассмотрели некоторые принципы организации работы, направленной на облегчение адаптации всех детей, наряду с этим отдельные категории детей характеризуются специфическими особенностями адаптации.
По отношению к каждой из этих групп требуются свои подходы и приемы для облегчения процесса их адаптации. Наконец, у каждого ребенка имеются свои индивидуальные особенности, учет которых необходим для успешной адаптации. Принятие во внимание всех этих условий позволяет снизить адаптационные трудности детей, сделать их более социализированными и счастливыми.