Ручной ребенок: потребность общения мамы и ребенка


В советское время бытовал стереотип, согласно которому все ручные детки считались избалованными и капризными. Современная наука о развитии ребенка утверждает обратное и объясняет свою позицию. О пользе маминых рук наш материал.


— AD —

Маленький мир

Чтобы правильно развиваться с первых дней после рождения, ребенку нужно получить определенный опыт, который заключается в ощущениях и переживаниях. Целый комплекс эмоций кроха получает от мамы, и, чем ближе контакт самых близких людей, тем лучше формируется принятие нового мира, пока еще незнакомого. Это заключается в том, что малыш хочет чувствовать себя в безопасности. Примерно так, как он чувствовал себя, когда находился в своем уютном домике — мамином животике, где было тепло, комфортно и спокойно.

Новый мир порой вызывает беспокойство, и только знакомые до рождения ощущения приносят умиротворение и покой. Источником таких ощущений выступает прежде всего мама, а потому ее запах, стук сердца, дыхание и ласковые теплые прикосновения дарят ощущения комфорта и напоминают младенцу период внутриутробного существования. Такое ощущение счастья может подарить только постоянное присутствие мамы рядом, ее тепло и руки; особенно важным это чувство становится в стрессовой ситуации: когда холодно, страшно, хочется спать или просто пообщаться. Так формируется прочная связь в паре «мама — ребенок».

Врачи-неонатологи установили биологическую причину потребности в близком контакте: из всех рецепторов, отвечающих за органы чувств, зрелыми к моменту рождения оказываются только обонятельные и осязательные. А это значит, что в первые дни жизни кроха узнает маму по запаху, и тактильные ощущения становятся главными. Они обеспечивают положительные эмоции, получить которые кроха может пока только от прикосновений к маме, поэтому он нуждается в объятиях и ношении на ручках.

Общение и не только

Всем известно, что человек – существо социальное. И мудрая матушка-природа с самого рождения наделила кроху потребностью и способностью взаимодействовать с окружающими его людьми. В первые дни и месяцы жизни новорожденный ребенок делает это специфически: криком и плачем добивается внимания мамы, и звуки, издаваемые крохой, разнятся в зависимости от того, к чему именно малыш привлекает внимание. И это привлечение внимания — не каприз, а потребность, которую нужно удовлетворить, будь то физиологическая необходимость есть, пить, быть чистым или желание пообщаться с мамой.

В недалеком прошлом такое желание новорожденного считали капризом, сейчас же эту базовую потребность признают одной из основных и доказывают, что нехватка тактильного контакта с матерью в первые дни и месяцы после рождения приводит к дезадаптации, формированию стойкого недоверия к миру, что проявляется в беспокойстве, капризном плаче и желании постоянно обращать на себя внимание любым доступным способом.

Такие дети в дальнейшем демонстрируют множество не свойственных возрасту страхов и фобий; различные неврозы, проблемы с развитием речи и даже энурез могут развиться вследствие лишения необходимого общения с близким человеком, или, говоря научным языком, депривации. Впрочем, особенности характера — недоверие, жестокость, капризность и прочие негативные черты — также формируются из-за нехватки тактильного контакта в период младенчества.

Базовое чувство

Детские психологи именно так называют чувство доверия и принятия мира, на основе которого в дальнейшем маленький человечек будет строить взаимоотношения с окружающими его людьми и миром.

Этот факт они доказали, проводя наблюдения в детских домах интернатного типа и отделениях детских больниц, в которых находились детки-отказники. Выросшие без тепла маминых рук, одни демонстрировали конфликтность и агрессию, другие, напротив, робость и неуверенность в своих силах. Часто такие дети вырастали необщительными и замкнутыми, несамостоятельными в быту и нерешительными при принятии решений.

Напротив, дети, которых носили на руках от рождения до первых попыток отделиться от тандема «мать — дитя», а это, как правило, случается в возрасте 6-7 месяцев, когда малыши пробуют осваивать пространство дома и начинают ползать, демонстрировали большую самостоятельность и контактность.

Кроме того, с расширением пространства малыш все меньше времени проводит у мамы на руках, потому что его потребность тактильного контакта удовлетворяется за счет утренних объятий и гигиенических процедур, дневного массажа, вечернего купания и частых минуток нежности, которые в течение дня довольно часто случаются. Потребность в общении в этом возрасте и старше реализуется в полной мере за счет обращенной к ребенку речи, пополнения его пассивного словарного запаса и развития познавательного интереса.

В результате такого сценария «ручные» детки опережают в своем развитии тех, кого нечасто брали на руки. Их зрительные навыки, понимание обращенной речи и развитие собственной гораздо лучше за счет раннего стимулирования ЦНС (тактильные рецепторы передают сигналы в мозг, центральная нервная система реагирует на них положительным образом и активирует все каналы восприятия, обеспечивая дальнейшее развитие). Кроме того, опыт общения с мамой позволяет ручным деткам видеть весь спектр эмоций взрослого человека: радость, переживания, удивление, страх и т.д.

Такое эмоциональное воспитание полезно для умения выражать собственные эмоции и чувства, отвечать маме на улыбку, прикосновения и поцелуи радостными звуками и энергичными движениями ручками и ножками. Добавьте сюда тот факт, что ребенку не нужно тратить силы на плач и крик, после которых еще в буквальном смысле нужно прийти в себя, а значит, больше времени можно тратить на познание окружающего мира, который лучше виден и слышен с высоты маминого роста. Тем более если мама активна, много и четко проговаривает названия окружающих предметов и рассказывает об этом, крохе становится интересен сам процесс познания, что, в конечном счете, положительным образом влияет на дальнейшее развитие и обучение, общение и инициативность.

В плане здоровья те детки, которых много и часто брали на ручки, также обладают более высокими показателями: мамины объятия успокаивают, удовольствие способствует выработке гормона счастья эндорфина, который нужен не только для спокойствия, но даже для снятия болевых ощущений, которые часто возникают на фоне колик в животике.

Последний момент обусловлен теплом и выработкой еще одного гормона — инулина, который активизирует работу кишечника и помогает пище перевариваться.

Поговори со мною, мама

Новорожденный малыш еще не понимает слов, но чувствует тепло и заботу, любит мамины руки и объятия. Именно они на языке младенца означают любовь, а потому такое общение ему жизненно необходимо, чтобы вырасти здоровым и счастливым.

Как общаться с младенцем? Ответ очевиден: как можно чаще. Не сводить времяпровождение на руках к процедурам ухода, когда мама берет малыша на руки, чтобы покормить или почистить носик. Маленького человечка нужно брать на руки, когда у него возникает потребность в маме. Понять эту потребность легко — по плачу. Уже в первые недели мама научится различать по плачу, какую потребность просит удовлетворить малыш, и для ребенка такое общение лучше миллиона слов докажет, что он нужен и любим, научит в дальнейшем четко формулировать свои потребности.

И если кто-то из старших родственников или близкого окружения говорит вам, что не надо баловать ребенка и идти к нему по первому зову, примите информацию нейтрально, чтобы не обидеть советчика, но не следуйте ей. Только вы знаете своего малыша, только вы можете подарить ему любовь, а вместе с нею мир. Любите своего крохотульку, носите его на руках и знайте: только так вы можете подарить малышу безопасность, радость общения и доверительное отношение к миру.