Прозвенел первый звонок, цветы и белоснежные банты остались позади, а впереди — школьные будни, бесконечные уроки, ожидание звонка и, конечно, домашние задания. Для первоклашки, еще вчера лепившего куличики в песочнице, требуется немало времени, чтобы произошла адаптация ребенка к школе, к новым реалиям.

В широком смысле адаптация — это приспособление, привыкание к новым условиям жизни. Для ребенка, только пришедшего в школу, этот период является довольно сложным по нескольким причинам. Прежде всего, потому, что в детском саду он был самым старшим, самым взрослым и самым умным. Он осознавал себя почти школьником.

В школе же он автоматически становится самым неумелым, самым маленьким и по возрасту, и физически. Во-вторых, изменился и коллектив. Если в детском саду была привычная для него группа, то в школе уже новый учитель, новые ребята. Изменилась и общая атмосфера: если в детском саду было порядка двухсот человек, свой микроклимат, то в школе уже несколько сотен разновозрастных детей, и первоклассник должен приспособиться и к этому.

В детском саду его всегда опекал воспитатель, в школе после уроков он предоставлен сам себе. В детском саду не было домашних заданий, здесь же, пусть и постепенно, но они появляются. При этом выполнять их нужно не по желанию, а по необходимости.
Кроме этого, что немаловажно, меняется ведущий вид деятельности. Игровую деятельность сменяет собой учебная. Выполнять задания нужно не потому, что я хочу, а потому, что так надо.
И это определенная ломка для ребенка.
Формула, к которой придется привыкать во время учебы в школе, проста: хочу — делаю и не хочу — тоже делаю.

Сколько длится адаптационный период?

Это зависит от многих факторов. Если для одного ребенка адаптационный период длится месяц, то для другого он может продлиться весь учебный год. Во многом это зависит от того, насколько ребенок активен, адаптивен, как он строит коммуникацию с другими детьми, с взрослыми. Дети-интроверты могут переживать этот период особенно тяжело, потому что все свои переживания они оставляют внутри. Тогда как экстраверт легко выплескивает свои эмоции: сначала пошумит, переплачет, а через месяц уже перестроится. Коммуникабельные дети также легче вливаются в новый коллектив.

Как характеризуется поведение школьников в этот период?

В этот период может наблюдаться повышенная усталость: если летом вы не могли его спать уложить до десяти часов вечера, то теперь он в девять часов валится с ног, и уже ни сказок, ни историй на ночь ему не нужно.
Для этого периода также характерно неверие в свои силы: я боюсь, у меня не получится и так далее. Капризы, истерики типа «не пойду я больше в вашу школу».
Некоторые дети уходят в себя. Другие, напротив, проявляют агрессию. Проявления могут быть самыми различными.

На что нужно обратить внимание родителям?

Прежде всего, родители должны понимать, насколько ребенку тяжело. И, конечно, необходимо быть внимательным к его поведению, настроению, состоянию здоровья. Если ребенок начинает грызть ручки, карандаши, постоянно обгрызает ногти, особенно если он не делал этого прежде, — это может быть поводом обратиться к неврологу. Как и в любой стрессовый период, могут дать знать о себе «старые болячки»: заикание, энурез, нервные тики.

Учитывает ли школьная программа наличие периода привыкания к школе?

Начать следует с того, что обучение в первом классе регламентировано требованиями санитарных норм, а также письмом Министерства образования об организации обучения в первом классе. Эти документы учитывают период адаптации школьников, на него отведена вся первая четверть. Предполагается особая организация режима школьной жизни первоклассника: учебные занятия проводятся в первую смену, учебная неделя пятидневная, режим обучения носит ступенчатый характер.

В наиболее острый период адаптации – в сентябре и октябре — ежедневно проводятся три урока по 35 минут каждый, а четвертый урок проводится в нетрадиционной форме — заполняется прогулками, экскурсиями, развивающими играми с двигательной направленностью. Начиная со второй четверти уже проводятся четыре урока по 35 минут, и только во втором полугодии уроки первоклашек по своей длительности сравниваются с обычными уроками — 45 минут каждый.
Кроме того, в первой четверти после второго урока обязательно проводится динамическая пауза: прогулка на улице, подвижные игры или экскурсия. На каждом уроке предусмотрены две физминутки. Также в период адаптации не осуществляется балльное оценивание.

Чем отличается наполнение программы в этот период?

Прежде всего, тем, что до середины октября запланирован так называемый пропедевтический период, то есть подготовительный период. В математике это дочисловой период, когда дети учатся анализировать и сравнивать предметы и группы предметов, выявлять в речи признаки сходства и различия. В этот период учащиеся устанавливают пространственные отношения, описывают последовательность событий, расположение объектов с использованием слов: позже, раньше, ниже, выше, вверху, внизу, справа, слева и др., устанавливают порядковый номер объекта при заданном порядке, называют числа до 10 в прямом и обратном порядке. Кроме этого, первоклассники готовятся к усвоению курса математики: обогащают словарь математической терминологией.

Какие существуют рекомендации, чтобы адаптация прошла успешно и безболезненно?

Психологическая готовность к школе имеет первостепенное значение. Ребенок должен быть позитивно настроен на то, что ему предстоит обучение, а это серьезный процесс, требующий усилий.
Если ребенок не приучен к тому, чтобы переодеваться после прогулок, наводить порядок на столе, убирать за собой, в школе ему придется тяжело. Важно настроить ребенка, что потребуется упорный кропотливый труд, даже если что-то не получается с первого раза.

Обратите особое внимание на выполнение домашней работы. Вариант, при котором ребенок находился в школе с раннего утра, честно «отработал» четыре урока, пришел домой и делал домашнее задание сначала с бабушкой, а потом до двенадцати ночи переписывал его «на чистовую» с мамой, неприемлем. Не каждый взрослый выдержит такой режим.
Лучшее время для выполнения домашнего задания — с четырех до пяти часов вечера.
Кружки, особенно новые, лучше отложить до начала второй четверти, когда ребенок немного освоится в школе. При этом выбирать лучше такие занятия, которые отвлекут ребенка от учебы и доставят удовольствие.

В русском языке это добуквенный период, когда идет развитие фонематического слуха, умения вычленять звуки, производить слого-звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похожих словах. На этом этапе большое внимание уделяется развитию устной речи ребенка, навыков слушания и говорения. Вводятся также понятия «слово», «гласные звуки», «ударение». В этот период ведётся подготовка детей к обучению письму (рисование, штриховка в различных направлениях, обведение по контуру). Этот период позволяет нечитающим детям догнать своих читающих сверстников. В дальнейшем программа усложняется, и серьезная работа начинается со второй четверти.

Как не перегрузить ребенка в этот период?

Главная роль в этом отводится учителю. Обеспечить частую смену деятельности (не более семи минут на один вид), проявить терпение, поддержать, не только не отбить желание учиться, но и заинтересовать — все это задачи учителя.

Что можно порекомендовать родителям?

Самое главное, на мой взгляд, это соблюдать режим дня, укладывать ребенка спать не позднее девяти часов вечера.
Сами родители должны иметь реалистичные ожидания: Москва не сразу строилась, и на адаптацию требуется время. И, конечно, больше помогать первоклашке, чем требовать.

Кроме того, необходимо прислушиваться к рекомендациям учителя, психолога, логопеда. В октябре проходит диагностика, в ходе которой выявляются дети с потенциальными сложностями в адаптации. Им мы предлагаем специализированные занятия. К сожалению, зачастую наши рекомендации остаются без внимания.

Состояние детей в период адаптации к школе находится под особым вниманием врачей. Но подготовка к адаптационному периоду начинается задолго до поступления в школу. В возрасте 5-6 лет, то есть за год до перехода в школу, в детском саду проводятся организационные мероприятия: обследования, прием специалистов, по результатам которых родители получают рекомендации.
Эти рекомендации нельзя игнорировать, потому что от заболеваний и патологий ребенка зависит прогноз адаптации к школе.
Далее прогноз попадает в руки завуча и школьного врача-педиатра и педагога, которые непосредственно контролируют адаптацию ребенка. Поэтому важно, чтобы родители нашли время и возможность посетить того специалиста, которого им рекомендовали, принимать назначенное лечение, а если назначен контрольный осмотр, то пройти и его.
Повторное углубленное обследование осуществляется в год поступления в школу.

По его результатам формируется окончательное заключение о готовности ребенка к обучению в рамках школы.
Для контроля за адаптацией ребенка к новым условиям разработан специальный лист адаптации, который регулярно заполняется педагогом. В листе адаптации указывают балльную оценку по различным эмоционально-поведенческим реакциям ребенка, таким как, например, социальные контакты, познавательная деятельность, дисциплина, отдельно вносится средний балл по успеваемости, особенностям поведения. Помимо фиксации определенных результатов, перенесенных заболеваний, динамики состояния здоровья, в листе адаптации даются медицинские и педагогические рекомендации, при необходимости ребенок направляется на консультацию к специалисту. Кроме того, раз в четверть родители отвечают на вопросы анкеты, которые также помогают выявить невротические расстройства у ребенка.

Такой тщательный контроль проводится с одной целью — вовремя выявить первые признаки дезадаптации (выраженное эмоциональное напряжение, симптомы невротизации, потеря массы тела) и назначить корригирующие медицинские мероприятия.

Как понять, что период адаптации завершился?

Если ребенок не болеет, показывает стабильное эмоциональное состояние, хорошую работоспособность и успеваемость, выполняет социальные функции, присущие его возрасту, то вас можно поздравить – ваш ребенок успешно адаптировался к условиям школы!