Не секрет, что в семьях или областях, где говорят на двух языках, дети, когда вырастают, одинаково хорошо владеют обоими языками.
Опыт двуязычных семей показывает, что когда ребенок пытается говорить на двух языках в раннем возрасте, это не мешает его развитию, а, наоборот, дает огромное преимущество над теми, кто говорит только на одном языке. Поэтому воспитание детей в двуязычной атмосфере становится сейчас все более актуальным. Особенно, когда иностранные языки стали неотъемлемой частью жизни цивилизованного общества.
Специалисты считают, что воспитать ребенка в двуязычной атмосфере можно, если поместить его в мини-социум, где с ним будут разговаривать только на иностранном языке, причем с раннего возраста. Например, в детский сад с английским языком. Хорошо известно, что маленькие дети, попав в языковую среду, очень скоро начинают говорить на иностранном языке, как на своем родном. Это связано с особенностью детского восприятия, когда структура родного языка еще не утвердилась, и любой другой язык воспринимается параллельно с родным, причем так же естественно.
Изучение иностранного языка происходит в непринужденной и свободной атмосфере, как правило, в процессе игры. Дети учатся через то, что они видят, слышат и делают. Им не надо изучать язык по отдельности: грамматику, слова и выражения — все воспринимается в совокупности, целостно. У детей процесс усвоения иностранного языка похож на то, что происходит, когда ребенок постигает родной язык. Дети воспринимают иностранный язык как единый, цельный процесс.
Очень важный момент заключается в постановке правильного произношения и интонации, которые закрепляются на подсознательном уровне.
Детей можно вовлечь в ролевые игры, где им таким образом предоставляется шанс использовать только что выученные слова в реальной жизненной ситуации. Это, с одной стороны, доставляет детям огромное удовольствие, а с другой — позволяет им употреблять слова и фразы в определенном контексте, что необходимо для проверки понимания изученного материала. Также используются другие методы преподавания английского языка — заучивание рифмовок, песен и стихотворений. В сочетании эти методы обеспечивают увлекательное погружение в мир английского языка.
Особенностью методики обучения детей английскому языку в раннем возрасте является то, что на занятиях не используется родной язык, но вместе с тем всегда предполагается присутствие русскоязычного воспитателя. С первого же дня воспитатель — носитель языка — разговаривает с детьми на английском языке, создавая уникальную атмосферу общения, исключающую малейший страх непонимания — ведь английская речь всегда будет растолкована с помощью жестов, мимики, всевозможных рисунков, игрушек и других пособий или попросту объяснена по-русски.
Когда дети только начинают заниматься, очень часто они не понимают английской речи. Тем не менее, то, что для взрослых кажется трудной задачей, совершенно не пугает детей.
Даже спустя несколько месяцев ребенок еще мало может говорить на английском языке, но он уже без труда понимает речь воспитателя-англичанина. А через некоторое время начинает часто прибегать к помощи английского языка.
Изучение английского языка с раннего возраста дает детям значительные преимущества. Общение с воспитателями происходит в более расслабленной, неформальной обстановке; дети не чувствуют себя учениками за партой, ожидающими замечания или одобрения учителя.
Известно, что во время активных игр дети, как правило, усваивают около 70-80% новой информации, в том числе и новые иностранные слова и понятия. Европейский опыт подобных детских садов показывает, что при посещении двуязычного садика ребенок гораздо быстрее начинает говорить на иностранном языке как на родном, а через полгода общения с иностранным преподавателем начинает обходиться без помощи воспитателя-переводчика.
Двуязычные детские сады уже есть в странах Западной и Восточной Европы, Азии и постепенно приобретают популярность в России. Пока что их не так много, и это понятно, ведь не каждый родитель готов отдать своего ребенка в нетрадиционный детский садик, предпочитая что-то устоявшееся и привычное. Но время идет вперед, общество продолжает развиваться, а будущее наших детей зачастую зависит от правильного решения родителей.