Давайте представим наш с вами мир… ушами новорожденного малыша. Помните, как у Агнии Барто?
Дом проснулся на заре
Слышно, как пила
Зазвенела во дворе,
Голос подала.
Слышно, как топор стучит.
Замолчал топор,
Завели дрова в печи
Тихий разговор…

Поначалу все эти шумы сливаются в одну общую какофонию — малыш еще не может дифференцировать звуки. Потом постепенно начинают выделяться отдельные шумы. Особенно активно этот процесс начинает развиваться с того момента, когда происходит зрительно-звуковая координация: когда младенец научился глазами находить источник звука. Итак, вслушиваемся в звуки нашего дома: гудение компьютерного вентилятора и дремотное жужжание холодильника, тиканье часов, шум закипающего чайника, вот страшно завыл пылесос, вот раздается звонок сотового телефона, а вот, наконец, слышится ЕЕ голос… Попробуйте услышать все эти звуки одновременно — каково?
Теперь давайте разберемся, что из этого концерта ребенку вредно слушать, а что — нужно и полезно.


— AD —

Тише, мыши, кот на крыше…

Очень вредны так называемые «белые шумы» — звуки, которые, по мнению ученых, сводят с ума современное цивилизованное человечество. Белый шум — это постоянный звук, который мы не замечаем, к которому мы привыкли и не обращаем на него внимания. Наличие белого шума означает, что в нашем мозге идет постоянная, ежесекундная работа: он выделяет из общего шума важные, информационно насыщенные звуки и «глушит» остальные.

Всем нам известно чувство облегчения, которое наступает, когда один из этих «фонов» исчезает. Парадокс современных людей заключается в том, что тишина без звуков у большинства из нас через какое-то время начинает вызывать тревогу: настолько мы привыкли к постоянному информационному потоку.
Только вдумайтесь: для многих людей привычным комфортным шумом является работающий со включенным звуком телевизор! Многие родители прикрываются абсолютно ошибочным мнением: мол, таким образом развивается речь ребенка. Спешим разуверить: речь развивается только тогда, когда малыш видит говорящего с ним человека.

Ты, собачка, не лай!

Есть еще одно вредное убеждение: ребенку нужны звенящие игрушки-погремушки. Мы покупаем массу таких изделий, родственники и друзья обогащают нас еще больше. И мы радуемся, когда малыш поворачивает голову на звук, который способен мертвого разбудить. Это вообще тенденция современной индустрии: наполнить мир ребенка максимально агрессивными (это радостно называется — яркими) цветами, звуками, вкусами. В результате у нас вырастает поколение, для которых не важны оттенки, полутона (и в чувствах то же), которые не способны распознать опасность на подступах, а замечают ее только в момент кульминации.

Поэтому нужно беречь слух и зрение — как платье — смолоду. Звук погремушек должен быть мелодичным, тихим, нежным, оптимальные наполнители для этого — крупы. Ведь изначально у погремушки была совершенно другая роль: игрушки-шаркунки (заметьте, «шаркунок» — это то, что шаркает, шуршит, а не гремит, как погремушка) были призваны отгонять злых духов, которые тревожили малыша и заставляли его плакать. Громкие звуки тут совсем не при чем. То же замечание касается современных звуко-световых

игрушек, которые больше нужны мамам: их действие можно сравнить с шоком, они завладевают всем вниманием малыша — а мама получает несколько минут свободы. Но за эту свободу придется дорого платить: перевозбуждение не проходит даром.

Моцарт-не для малышей!

Отдельно следует сказать о музыке: сейчас стало модно ставить младенцам классику, причем часто это «классика для детей», исполненная на колокольчиках. Дорогие родители! «Классики для малышей» не существует! Все великие композиторы писали свои шедевры для строго определенных инструментов — не для неведомых «колокольчиков» или дешевого синтезатора. Более того, они писали для взрослых людей, вкладывали туда свои взрослые переживания, которые сложно усвоить ребенку! Повышенная тревожность — это самая маленькая плата за подобные концерты.

Конечно, классика — это лучше, чем рок-музыка или, не дай Бог, шансон. Но есть музыка, которая может стать бесценной пищей для развития ребенка — и для психического, и для интеллектуального, и для духовного, и для физического.
Это народные песенки, колыбельные и потешки, которые мама, наверняка, слышала от своей бабушки и — самый лучший случай — пела, будучи беременной.

Кроме этих простых, но базовых мелодий, наполните дом доброжелательными интонациями, с которыми вы будете обращаться друг к другу. Смехом. Уже на втором году жизни ребенок начнет активно экспериментировать со звучащими предметами (крышками, кастрюлями и пр.) — и тишине придет конец. Но тишина к тому времени должна поселиться в сердце ребенка — как точка отсчета и точка возвращения.