Воображение часто заменяет малышу недостаток знаний или опыта. Правда, иногда оно становится вдруг чересчур бурным.
Паскаль называл воображение лукавым учителем, Гете считал предтечей разума. И оба были одинаково правы. На самом деле воображение обогащает жизнь любого ребенка. Наделяя предметы фантастическими свойствами, он так заинтересовывается ими, что по ходу дела узнает много полезного и о реальном окружающем мире.
Зыбкая грань
Большинство детей любят фантазировать — представлять, как очутились в сказочном королевстве, как в безбрежном океане ловко победили кровожадных пиратов.
Иногда родителей это настораживает: может быть, ребенок просто врет? К тому же сейчас стало так актуально растить детей реалистами, что мы иногда задумываемся: а стоит ли позволять малышу фантазировать? И как понять, где заканчивается воображение и начинается ложь?
У фантазии и лжи действительно корень один — воображение. Между ними очень зыбкая грань, но это не значит, что детская фантазия обязательно перерастет в обман. Фантазия считается показателем нормального психического развития. Ребенок, у которого хорошо развито воображение, полнее и ярче выражает себя в творчестве, а в дальнейшем, как правило, успешно учится в школе.
Совершенно нормально, если ребенок сочиняет небылицы для своего удовольствия или чтобы развлечь друзей.
Обычно это бывает, когда его ничего не тревожит и он чувствует себя комфортно. А для кого-то фантазия — это шанс испытать себя в непростой ситуации. Однажды пятилетний Миша сказал воспитательнице в детском саду, что сегодня ему разрешили уйти домой самому. Та перепроверила информацию — ничего подобного. Врунишка? Все, кто знал Мишу, были убеждены: нет, он не склонен обманывать. А сам мальчик очень обиделся, когда его все-таки не отпустили, — так хотелось побыть самостоятельным, пусть даже благодаря невинной, на его взгляд, выдумке.
А я всех победил
Иногда фантазии помогают ребенку разнообразить свою жизнь, которая кажется ему скучной. Часто ребенок начинает фантазировать, когда ему не хватает внимания кого-то из родителей. Например, выдумывает историю про то, как они с папой (у которого нет времени из-за вечной занятости) ездили на рыбалку и поймали во-от такую рыбу. В подобных случаях воображение служит защитной реакцией: ребенок успокаивает себя, что все на самом деле хорошо. Для мамы с папой это повод больше уделять внимание малышу.
Для физически слабых детей фантазия — зачастую способ произвести впечатление на окружающих: рассказать, например, как боролся с мальчишками и всех победил.
Тревожный звоночек
Процесс фантазирования может так увлечь вашего ребенка, что он в течение нескольких дней будет только и заниматься тем, что беспрерывно выдумывать всевозможные истории и рассказывать их всем подряд. Еще бы — ведь он открыл в себе новое умение и хочет продемонстрировать, как ловко он им овладел. Но этот период, как правило, довольно быстро проходит, и через неделю-другую ребенок начинает относиться к своему сочинительству гораздо спокойнее.
А вот что должно насторожить, так это чрезмерное, безудержное фантазирование в течение длительного времени, когда неуемная страсть к сочинительству принимает навязчивые формы и не проходит. Чуткая мама всегда почувствует ту грань, когда воображение начинает уводить ребенка далеко от реальной жизни. Если ваш малыш и не хочет вовлекать в свои фантазии друзей, не играет с ними, значит, что-то не в порядке.
Нужны друзья!
Детский психолог Алла Андреева утверждает: „Иногда мы сами невольно вынуждаем ребенка погрузиться в мир фантазий, предпочтя его реальной жизни. Особенно это свойственно детям, растущим в изоляции: в детский сад они, как правило, не ходят, все время проводят с мамой или бабушкой, друзей у них нет. Все бы ничего, но однажды мама замечает, что ее чадо начинает увлеченно разговаривать с какой-нибудь игрушкой, проводит с ней все свободное время. Или выдумывает себе нереальных друзей. Так случилось с Игорем: он придумал себе невидимую зверюшку, водил ее за веревочку, сажал за стол, разговаривал с ней и даже укладывал спать. Мама даже немного испугалась: может, у сына галлюцинации? Все разрешилось просто: когда Игорь пошел в детский сад, придуманная зверюшка, которая компенсировала отсутствие настоящих друзей, исчезла из его жизни».
Насторожитесь, если ваш малыш начинает воспринимать свои фантазии не как дополнение, а как замену действительности. Ребенок может получать от своего воображаемого мира настолько полное удовлетворение, что его совсем перестанут привлекать радости реальной жизни.
Известный американский психолог А. Фромм советует: „Лучшее лекарство от избытка фантазирования — сделать так, чтобы у ребенка было достаточно друзей-сверстников, партнеров по игре».
Она не врушка
Перерастут ли безобидные детские фантазии в устойчивую привычку лгать, во многом зависит от взрослых. Да, однажды вы поймаете маленького фантазера на лжи.
Например, вы запретили дочери есть конфеты, но через пять минут увидели, как она запихивает в рот ириску, утверждая, что этой ей бабушка разрешила. Выясняется, что это неправда, вы возмущены и даже готовы устроить маленький суд, чтобы впредь неповадно было обманывать.
Не стоит сразу же строго наказывать ребенка. Вспомните, что вашей малышке только три года, она не всегда может совладать со своими желаниями. Дочь совсем не злостная обманщица, просто ей так хотелось съесть эту конфетку! Наказание не сформирует у нее силу воли, а вот отношения ваши дадут трещину. Замечено, что чем сильнее ребенка наказывают за ложь, тем чаще он обманывает.
К трем-четырем годам дети, опять же благодаря своему развитому воображению, уже представляют, какое наказание их ждет за тот или иной проступок. Ребенок, может, и солгал только потому, что хотел избежать наказания. Постарайтесь как-то разомкнуть этот порочный круг.
Реальные радости
Если избыточность фантазий ребенка вас пугает, обратитесь к психологу. Но не ограничивайте воображение малыша запретами, каким бы безудержным оно ни казалось: он перестанет фантазировать вслух, но будет делать это „про себя», а это может привести к страхам или неврозам.
Малышу, слишком погруженному в мир фантазий, предложите сделать что-то по конкретной схеме, по образцу (скопировать рисунок, собрать мозаику). Отведите его в дельфинарий или зоопарк — пусть увлечется реальными, а не вымышленными животными. Помогите ребенку увидеть, что настоящее, живое бывает ничуть не хуже придуманного.
Не стоит вести с фантазером разговоров на отвлеченные темы, лучше сосредоточьтесь на тех видах деятельности, которые характерны именно для этого возраста. Хорошо, когда четырехлетний кроха читает умные книги, но в этом возрасте важнее умение играть и находить взаимопонимание со сверстниками.