Детские развивающие игры от 2-3 лет


В каждой игре есть два начала: развлекательное и обучающее. В первом случае ребенок увлекается, веселится, да и просто получает массу положительных эмоций.
Во втором случае узнает что-то новое, приобретает навыки, которые пригодятся ему в реальной жизни. Игра уникальна и эффективна тем, что малыш учится незаметно для себя, не ощущая необходимости, обязательности и давления. Кроме того, ролевые игры учат детей налаживать отношения в семье и обществе. Вспомните, во что вы играли в детстве.

Мамы утвердительно ответят, что в куклы, а папы — в машинки (хотя и здесь найдутся свои исключения). И эти игры не случайны, они идут из поколения в поколение, учат переживать первые волнения и эмоции, входить в роли и оставаться в них. Так, девочки играют в заботливых матерей, испытывая самые настоящие чувства -ласку, нежность, заботу, опеку. Мальчики становятся примерными семьянинами, добытчиками для семьи, отправляясь утром на «работу», «рыбалку» или «охоту», устраивая починку машины или строя дом. Игровые моменты становятся фрагментами жизни взрослых.
Но это еще не все прелести ролевых игр!
Ведь в них можно стать принцами, принцессами, русалочками, рыцарями и другими сказочными персонажами, пусть и на время. Волшебный театр, пожалуй, любим всеми детьми, особенно если его постоянные зрители — сами родители.
А еще дети активно осваивают разные профессии в детстве, играя в пожарных, строителей, поваров, врачей, парикмахеров… Так у них складывается более полное представление об обществе и пользе отдельных профессий, уважение к работе мамы и папы.
Входя в образы, дети учатся не только быть разными. В первую очередь они учатся быть собой — идти на компромиссы, понимать окружающих, сопереживать им, решать первые конфликты.


— AD —

Повторенье — мать ученья

Главный принцип в любой игре — повторение. Для ролевых игр это только лишнее удовольствие. Постоянно участвуя в одной и той же игре, малыши начинают понимать ее содержание, запоминают условия и добавляют в нее уже свои детали. Конечно, первооткрывателями многих игр для ребенка становятся родители или воспитатели. Но по мере взросления и активного освоения игрового материала малыш способен придумывать свои игры, где каждому отведена определенная роль. Если ваш ребенок играет в одно и то же и не желает пока осваивать другое — не навязывайте.

В постоянстве игры малыш находит успокоение, знает последовательность действий, а значит, уверен в себе и самостоятелен.
Вот когда ему наскучит, тогда и предлагайте новое занятие! Главное, чтобы оно было у вас наготове.

Стулья превращаются… в поезд!

Когда детскому воображению даешь толчок, остановить его уже невозможно.
Простые предметы превращаются в волшебные. Бумажки и листья становятся деньгами, стулья — самолетом или поездом, старая шляпа — шапкой-невидимкой и так далее. Конечно, сейчас в продаже имеются целые комплектации для игр в рыцарей, принцесс и магов, так сказать, полное обмундирование. Это заметно облегчает игру, но часто бьет по финансам родителей. Да и для воображения тут работы немного.

Поверьте, простые и порой ненужные вещи могут не раз пригодиться вашим детям в ролевых играх. Это не значит, что вообще не нужно покупать игрушки и костюмы. Конечно, нужно! Только знайте меру. Излишество игрушек уменьшает мотивацию к поиску и быстро наскучивает ребенку.
А наша и ваша задача — развивать его и обучать с удовольствием.

Игра «История игрушки» (для детей от 2,5-3 лет)

Цели: развить воображение, речевые навыки, активизировать имеющийся познавательный опыт детей (окраска, повадки животных).
Замысел: игра учит вживаться в образ, ставить себя на место игрушки/предмета.
Участники: дети и взрослые (чем больше, тем интереснее), можно и только маме с малышом.
Материалы: плюшевые и пластмассовые игрушки большого размера, мешок.
Действия и результат. Игрушки складываются в непрозрачный мешок.
Взрослый предлагает малышу: «Наверное, твоим игрушкам грустно, ведь они все время молчат. Давай представим, что они ожили и разговаривают. Что бы они сказали? Как в них играют, как и чем кормят, где они живут и спят». Ребенок достает игрушку и рассказывает от первого лица. Например: «Меня зовут мишка Дэнни. Я мягкий, пушистый, белого цвета. Я живу в шкафу, рядом с Зеброй.
Люблю, когда меня сажают в машину и катают». Поначалу ребенку будет сложно, помогайте ему, расскажите такую историю игрушки сами. Задавайте наводящие вопросы: из чего игрушка сделана? как называется? какого цвета?..

Игра «Больница» (для детей от 3 лет)

Цели: познакомить ребенка с профессией врача, войти в образ, расширить словарный запас.
Замысел: играют двое — врач и пациент, меняясь ролями.
Участники: взрослый и ребенок, можно несколько детей.
Материалы: детская аптечка, белый халат и шапочка.
Действия и результат. Прием начинает врач, одетый в форму. Для начала пусть врачом будет взрослый, чтобы малыш видел, с кого нужно брать пример. Врач спрашивает: «На что жалуетесь? Где болит?». Слушает пациента, командуя: «Дышите, не дышите!». Измеряет температуру, стучит молоточком — в общем, в ход идут все инструменты, что есть в детской ап- течке. После обследования выписываются справка и рецепт, даются лекарства (разумеется, тоже игрушечные!). Обязательно называйте все медицинские предметы: градусник, рецепт, справка, таблетки, шприц и, если запомнит, фонендоскоп (та самая «слушалка»). Если играет несколько малышей, то устройте «живую» очередь.
Поверьте, скучать они в ней не будут, а с интересом понаблюдают за приемом, готовясь стать следующими. Полечили самих себя? Теперь поиграйте в ветеринаров, только участниками теперь будут мягкие плюшевые игрушки и куклы.

Игра «Большая фотография» (для детей от 2 лет)

Цели: почувствовать себя частью общества, развить чувство гармонии и значимости семейных традиций, учиться контролировать себя.
Участники: все члены семьи, чем больше — тем лучше.
Замысел: играют, готовясь, рассаживаясь, словно собираясь фотографироваться, лучше всей семьей.
Материалы: стулья, настоящий или игрушечный фотоаппарат, игрушки.
Действия и результат. Выбираете фотографа. Им может быть как взрослый, так и малыш. Причем запомните: кто фотограф, тот и командует, кому как садиться, куда смотреть, улыбаться и так далее. Поэтому для ребенка такая игра будет только в удовольствие. Выбираете место, где красивый фон, расставляете стулья. Фотограф рассаживает людей по старшинству: сначала усаживают пожилых людей (бабушку, дедушку), отдавая им должное уважение.
Потом — людей постарше (маму, папу, тетю, дядю) и наконец малышей. Причем маленькие модели должны сами выбирать, где им сидеть, но лучше всего – на коленях у взрослых или в центре. Фотограф командует: «Один, два, три!» и делает долгожданное «чик-чик» или «щелк-щелк».
А все остальные дружно кричат: «Сыр»! Поверьте, положительных впечатлений будет море! Фотографироваться можно и с любимыми игрушками.