Не правда ли, знакомо: плачуще-топающее дитятко и растерянная взъерошенная мама, которая не в состоянии его утихомирить. «И кто кого тут воспитывает?» — закономерный вопрос окружающих, наблюдающих со стороны типичную живописную сценку детско-родительских взаимоотношений. А если вы оказались в роли той самой мамы?

Психологи определяют каприз (причем не только детский) как форму выражения несоответствия собственных потребностей требованиям окружающей действительности. Сложно?

Нет, очень просто. Если надо что-то делать, а мне не хочется, я устраиваю бунт. Плохо ли это? Далеко не всегда, считают специалисты. Так что не будем спешить воспринимать детский каприз как негатив, а попробуем найти в этом вопиющем с точки зрения взрослого поведении рациональное зернышко, посеянное ребенком.


— AD —

Как с ним бороться?

Несмотря на отрицательную оценку окружающих, капризы могут иметь и вполне уважительные причины. Ребенок чувствует дискомфорт, но еще не в состоянии выразить его вербально, поэтому демонстрирует это доступными ему средствами: плачем, отрывистыми движениями, отказами.
Типичный пример-сборы на улицу в холодное время года. Кого в первую очередь одевает большинство родителей? Конечно, малыша, процессы терморегуляции у которого еще только развиваются, следовательно, ему быстро становится душно, жарко — и вот вам сморщенное от возмущения, готовое пуститься в плач капризное личико.

Как правило, в ситуации каприза внимательным родителям достаточно понять, что нужно крохе. Может, он хочет спать, или заболевает, или ему жарко, или больше не хочется есть — и поводы для сопротивления уже исчерпают сами себя.
Маленький человечек — существо очень рациональное. И любому поступку, действию, а уж тем более капризу всегда можно найти объяснение. Родителям нужно учиться «читать» невербальные сигналы крохи, чтобы удовлетворить истинные потребности малыша и тем самым предотвратить рецидив капризиков.

«Я просто из себя выхожу, когда он мне наперекор поступает!»

Великие периоды детства «Я — сам!» и «Все наоборот», казалось бы, попадают под определение капризов. Но, по мнению большинства специалистов, это псевдокапризы, воспринимаемые таковыми уставшими и, к сожалению, не всегда компетентными в детской психологии взрослыми.

Ребенок вырастает из потребностей исключительно физического ухода со стороны взрослых, выходит, так сказать, за пределы коляски и кроватки и обнаруживает вокруг огромный неизведанный доселе мир. С радостью авантюриста маленький первооткрыватель отправляется исследовать все, до чего сможет дотянуться рукой, ногой и… умом.
Маленькая звезда натянула на себя джинсики, нарядную юбку, варежки со смешариками и в таком виде хочет идти в садик? Не ругайтесь! Как минимум, похвалите ребенка за проделанную работу — одежда была самостоятельно выбрана и надета.

Далее в русле объяснений подводите к консенсусу:
«Ты действовала в правильном направлении, а сейчас позволь помочь тебе закончить начатое. В варежках на улице летом тебе будет жарко…».
Другой пример, не менее распространенный. На просьбу взять игрушку ребенок ее бросает, на предупреждение не трогать ключи от машины следует демонстративное их засовывание в собственный кармашек. Знакомо? Разумеется, родители воспринимают подобное как категорический отказ выполнять их требования, и что есть этот бунт, как не каприз? Всего лишь исследование мира. И роли родителей в нем — насколько велики эти великаны?

Установка «можно все, что не запрещено» понятна взрослым. А детям? Смогли вы внятно донести любопытному чаду, что нельзя рвать книги, а вот газеты, рекламки, бумагу можно (и даже полезно для развития мелкой моторики). Нельзя рисовать на обоях, а можно на кафеле в ванной, на оконном стекле…

Задумайтесь, не состоит ли приоткрывшийся для ребенка мир из одних только ваших запретов? Размытое понятие разрешенных действий, противоречивые взгляды на «можно» и «нельзя» отдельных членов семьи создают почву для проверки наличия и глубины запретов, что является предпосылкой развития поведения, которое взрослые назовут капризным.
Хотя в основе будет лежать самый что ни на есть прекрасный личностный порыв ребенка к познанию.

«Ну вот, опять у нас каприз на бис…»

Так что, настоящих капризов на самом деле вообще не бывает? Увы, бывают. Например, капризы прихоти. И происходят они по причине избалованности ребенка и непоследовательности воспитательных мер со стороны родителей.
Каждый день мама с чадом ходит гулять на одну и ту же детскую площадку. Сегодня малышу разрешили залезть на крышу домика, завтра-нет. Почему? Обида, непонимание, рев.

Каждые выходные внучка проводит с бабушкой. И ходит с ней в магазин. Наученная опытом с родителями, у них она уже не выпрашивает ту вкусную тянучку в золотистой обертке, которую мама назвала «жуткой химией». А устоит ли бабушка? Надо попробовать!..

Капризы — замечательный механизм манипуляции родными. Классический пример, когда ребенок просит прочесть ему книгу или поиграть (потребность во внимании взрослых — одна из основных в детском возрасте), но родитель, как часто случается с занятыми папами, устал, занят, просто не горит энтузиазмом. Поскольку на прямой отказ последует прямая же реакция в виде истерики, то папа, уже «воспитанный» собственным ребенком, прибегает к тактике откупа — лакомством, подарком. Закрепленный механизм будет активно развиваться и превратится в хронический шантаж и вымогательство уже в других масштабах. Вот такие большие последствия вроде бы маленьких капризов.