Специалист, послушавший вашего карапуза, четко произнес: „Дислалия». А что это такое? И чем грозит? И поддается ли лечению? Целый рой вопросов…
Нарушение звукопроизношения— это и есть дислалия. Ребенок или не может произнести необходимый звук, и вместо слова „лампа» у него получается „оампа», или смело заменяет один другим: не „санки», а „сянки»; не „рама», а „лама». А то и произносит нужный звук, но каким-то „диким» способом: не так поставив язык.

Так, звук „р», как правило, вызываемый вибрированием языка, преобразуется в „р горловой», вообще не существующий в русском языке, и так далее. Что же делать?


— AD —

Какой возраст?

Прежде всего уточним, сколько лет ребенку. Ведь функциональная дислалия — вещь естественная. Надо лишь помнить, что является нормой для каждого возраста.
Речевое развитие малыша начинается с трех месяцев.

Тогда он пробует „гулить» и лепетать. Позже, уже усваивая ваши интонации, он будет копировать их, „петь». После шести месяцев ребенок пытается осмысленно реагировать на такие вопросы: „Где у мамы нос?», „А где наш папочка?». К девяти-десяти месяцам научится выговаривать простые слова: „мама», „баба», „папа». К году в активном запасе у него уже 10-12 слов.

Вообще словарик вашего малыша — главное, что должно вас сейчас беспокоить. Заниматься постановкой „хромающих» или отсутствующих звуков пока слишком рано. Их очередь придет после того, как карапуз справит свой третий день рождения. Если же вы хотите уточнить, каковы примерные сроки появления звуков у большинства детей, загляните в нашу таблицу. Небольшие отклонения от нормы не должны вас расстраивать. Совершенно естественно, если малыш, которому нет еще трех лет, заменяет в своей речи трудные звуки более простыми. Пусть у него получается „иба» или „либа» вместо „рыба» или „сюба» вместо „шуба». Не страшно, что „чай» у него превращается в „тяй», а „жук»— в „тюк». Не беда, что твердые согласные в его произношении становятся мягкими, — вы же поймете, что „дяй» — это „дай», а „сям» — „сам». Зато гораздо реже он будет без нужды смягчать губные звуки — „б», „п», „м». И „мама» у него не превратится в „мямя», а „баба» в „бябя». А вот звук „ц» может не даваться ему очень долго. Так что уж постарайтесь запомнить, что „сяпля» — это „цапля».

Конечно, если произношение вашего малыша не улучшится к трем с половиной или четырем годам, надо бить тревогу. Может быть, вы сами недостаточно четко проговариваете звуки, а ребенок полностью копирует вашу речь. Или ему требуется больше внимания… Очень часто резкое ухудшение звукопроизношения наблюдается у детей, в чьей семье появился младший ребенок. Испытывая чувство детской ревности от того, что этот маленький „пришелец» стал теперь объектом всеобщей любви и заботы, старший ребенок начинает „сюсюкать» и полностью подражать младенческому лепету. Тут вам может понадобиться консультация двух специалистов: психолога и, конечно же, логопеда.

Зарядка для язычка

Если до трех лет ставить и выправлять „хромающие» звуки еще слишком рано — они могут появиться в детской речи объективно,— то помочь их освоить очень даже неплохо.
Лучший способ для этого — артикуляционная гимнастика.

Чтобы кроха рос гибким и крепким, мы делаем ему массаж, приучаем к зарядке. Чтобы ребенок умел плавать, он должен освоить необходимые движения. То же самое и с речью — прежде чем правильно произнести нужный звук, необходимо научиться делать нужное движение губами, языком, сжимать или раздвигать зубы. Взрослым это кажется странным: мы произносим звуки автоматически, не задумываясь об артикуляции.

Точно так же, как и при ходьбе, мы не следим за ногами и помним, как их переставлять. Но это лишь потому, что освоение нужных движений для нас — это пройденный этап. А для малыша — нет.
Артикуляционной гимнастикой можно заниматься с двух лет. При этом первую пару уроков надо посвятить „теории». Сами подумайте, каково будет ребенку ни с того ни с сего услышать: „А теперь прижми широкий язык к альвеолам и выгни его спинку».

Посмотри, он может быть совсем узким, если ты его вытянешь, и широким, если оставишь спокойно лежать за зубками. А еще у него есть кончик, спинка и корешок. А вот этот потолок у тебя во рту называется нёбо — почти как небо, правда?» Не забывайте показывать все то, что вы называете. Сперва на себе, потом предложите малышу, глядя в зеркало, самому найти у себя такой же орган речи.
Убедившись, что ребенок усвоил необходимые названия, переходите к практическим занятиям по нашим комплексам.

Закрепляем успехи

Для занятия речевой гимнастикой необходимо взаимное желание. Если у малыша нет настроения, дождитесь более удобного случая. Старайтесь придать занятиям оттенок игры. Включите любимую музыку малыша, устройтесь с ним поуютнее среди игрушек, придумайте короткую сказку к каждому упражнению. Не забывайте хвалить кроху, если у него все получается, — это ведь его первые победы и достижения! Каждому новому звуку в речи ребенка уделите внимание, изо всех сил стараясь его закрепить. Допустим, освоил ваш карапузик звук „ш». Нарисуйте вместе с ним рисунок, на котором будут изображены шалаш, шишка, шляпа. Наденьте на плюшевого мишку шубку и шапку. Зайдите в магазин купить шарик или шоколадку. И дома, и на улице наперегонки ищите слова, со звуком „ш»: шкаф, штора, Шура. Вспомните скороговорки типа „Шла Саша по шоссе…». Называйте малышу подряд различные слова, попросите его хлопать в ладоши, когда он услышит „ш».

Не уставайте терпеливо поправлять, если произношение у него становится неправильным. Звук будет полностью поставленным, если малыш в любой ситуации — торопясь, едва проснувшись — произносит его как положено. И помните, что независимо от причины речь ребенка можно выправить.

Комплекс упражнений

1. Осваиваем движения
Предложите малышу улыбнуться, обнажив верхние зубки,— и задержать улыбку („замереть»). Пусть он вытянет губы трубочкой, а после попеременно улыбнется, вытянет „трубочку».
Пусть ребенок попробует сделать язык широким, как лопата, затем — совсем узким. После этого можно чередовать одно и другое положение язычка.
Покажите ребенку, как поднять язычок за верхние зубы. Затем предложите ему чередовать положение язычка за верхними зубками и за нижними.
А это совсем просто — подвигаем языком вправо-влево.
2. Отрабатываем свистящие звуки
„Киска сердится» — попросите кроху улыбнуться, показав зубки, упереться за нижний ряд кончиком языка и выгнуть „спинку».
„Моем полы» — пусть ребенок заведет язычок за нижние зубы и двигает им вправо-влево.
3. Тренируем шипящие звуки
„Маляр» — пусть кроха сделает язык широким, заведет его за верхние зубы, после погладит язычком небо — вперед—назад.
„Вкусное варенье» — малышу предстоит как бы облизывать широким языком верхнюю губку — вверх-вниз.
4. Упражнения на „л»
„Индюк» — ребенок должен поднять язык вверх, немного приоткрыть рот. Широкий язык положить на верхнюю губу, кончиком языка подвигаем вверх-вниз, убыстряя темп до тех пор, пока не получится произнести звук „бл-бл-бл».
„Пароход гудит» — приоткроем рот и потянем звук „ы».
5. Утверждаем звук „р»
„Лошадка» — а ну-ка попробуем поцокать язычком!
„Грибок» — пусть малыш сделает свой язычок широким и присосет его к небу.
„Барабанчик» — озвучиваем звук „д-д-д», часто постукивая кончиком языка по альвеолам.