Для чего ребенок идет в школу: проблемы и переживания. Как помочь ребенку


Каждый год первого сентября мы видим нарядных радостных первоклашек, которые с большим желанием и даже вдохновением идут в школу. Они чувствуют себя повзрослевшими и готовы учиться, учиться и учиться! Аккуратно снимают и вешают свою школьную форму в шкафчик, ровненько и с удовольствием раскладывают новые книжки и тетрадки на школьной парте, старательно выводят буквы в прописи… Но уже через несколько месяцев у большинства первоклашек этот запал проходит. Они уже не бегут радостно в класс, не хвастаются красивыми крючками в тетради или правильно решенной задачкой, а в глазах детей мы можем увидеть скуку и безразличие.

Что происходит с нашими любознательными и активными малышами?
Почему слово «уроки» навевает на них тоску, а некоторые категорически отказываются ходить в школу, в которую совсем недавно бежали вприпрыжку? Этот вопрос актуален не только для родителей нынешних первоклассников. Путь школьника длится 11 лет, и практически у каждого ребенка случаются напряженные отношения со школой на том или ином периоде этого пути. Мы, конечно, как родители, сильно переживаем из-за настроения своего ребенка, из-за его оценок в школе, за то, как он сдаст ЕГЭ, за его будущее. Что мы можем сделать, чтобы его школьные годы были чудесными, как в песенке, а не превратились в ежедневную нервотрепку для всей семьи?

Борьба родителей с ребенком — это большая проблема. Она портит не только настроение, но и отношения в целом, воздвигает между нами стену непонимания, закрывает наши сердца друг от друга. Первое, что нужно нам, взрослым, понять: воевать и бороться с детьми нельзя! Наша родительская задача — помогать и поддерживать ребенка на его жизненном пути. Представьте своего сына (или дочь), стоящего напротив и стену непонимания между вами. Обойдите стену, протяните ребенку руку и предложите вместе преодолеть эту преграду: мы вместе за руку идем вперед, мы по одну сторону баррикад, а не друг против друга.

Давайте начнем с самого основного: для чего ребенок идет в школу? Что он делает там все эти годы? Перечислите свои варианты ответов:
- обучается читать, писать, считать;
- учится общаться с другими детьми и взрослыми;
- приучается к порядку и дисциплине;
- учится учиться;
- вырабатывает усидчивость и так далее…

Вариантов может быть много. Но если обобщить, то ребенок в школе приобретает определенные знания, умения и навыки. Все эти знания, умения и навыки нужны ребенку для его дальнейшей счастливой жизни. Верно?
Ведь если мы копнем чуть глубже, то выясним, что каждый родитель желает своему ребенку счастья. То есть обучение в школе не есть самоцель.

Нашей личной или семейной ценностью является счастье. Наше счастье, счастье нашей семьи, счастье нашего ребенка. При этом нередко мы видим счастье именно в виде цели. То есть это то, чего нужно достичь когда-то, к чему нужно стремиться и, возможно, что-то перетерпеть сейчас ради светлого будущего.
На самом деле счастье — это не цель, это путь. И счастлив тот, кто понимает это. Обучение в школе — это часть нашей жизни. Она имеет большое значение, занимает достаточно много времени, но все же это только часть. Это может быть приятной частью или не очень, но от этого она не должна разрастаться и становиться сутью. Если ребенок первую половину дня проводит в школе, а вторую половину дня — за уроками, то это вся его жизнь. Это его детство, которое не повторяется и не возвращается…

Ограничьте выполнение домашнего задания по времени. Делайте его не более часа: сколько успели — столько и хорошо. С вашей помощью и поддержкой ребенок постепенно научится укладываться в это время. Этот навык и ваши добрые отношения пригодятся ему в жизни куда больше, чем несколько решенных задачек.
Если мы сейчас вернемся к вопросу, который обсуждали выше, — для чего ребенок идет в школу? — то увидим, что там нет цели получать одни пятерки.
Есть цель чему-то научиться, что-то узнать, а потом применять это в жизни.

Давайте вспомним свои школьные годы и годы студенчества. Скажите, всегда ли ваши знания и умения оценивались справедливо? Помните ли вы, когда вам просто повезло, и вы получили пятерку при «пустой голове»? Или, напротив, хорошо разобрались в предмете, но в нужный момент «вредная» формула просто вылетела из головы?

Оценки — это последнее, о чем стоит переживать. Пятерка в дневнике, 100 % на ЕГЭ, красный диплом… Разве ради этого мы стараемся? Если ребенок усвоил урок, то будет ли иметь значение эта двойка или тройка через 10 лет? Оценка не всегда верно показывает знание ученика и, уж конечно, не является критерием «хорошести» нашего ребенка. Он всегда наш золотой, наш любимый и единственный. Мы должны смотреть на своих детей именно с позиции родителя, а не учителя. Понимать и поддерживать, а не оценивать.

Если плохие отметки регулярно появляются в дневнике ребенка, то посмотрите, чем вы можете помочь. Возможно, действительно урокам придается малое значение и стоит уделить больше времени домашним заданиям.
А может быть, закралось какое-то глубокое непонимание темы, и нужно сделать шаг назад и разобраться с предметом. Или же, как в примере выше, у ребенка нет уверенности в себе. Каждая ситуация индивидуальна и разрешается по-разному. Но если у нас и, что еще более важно, у нашего ребенка есть понимание смысла учебы в школе и ее цели, если мы заодно со своим ребенком, то любые сложности разрешимы. Большой проблемой является наша привязанность к результату, будь то оценки, результаты ЕГЭ или что-то еще. За этими стремлениями часто мы забываем о самом главном — о процессе. Ведь любое дело можно делать с любовью и удовольствием. Можно и даже важно с радостью учиться в школе!

Что такое детская лень? Довольно часто ленивым мы называем ребенка, который не хочет делать то, что мы от него хотим. Не запутались? То есть если мы хотим, чтобы ребенок сделал что-то, а он этого делать не хочет, значит, он ленив. Наши ожидания, стремления и требования могут не совпадать с желаниями ребенка. Что ж, это вполне нормально, ведь мы разные люди. И наша родительская задача — понять именно стремления ребенка и поддержать его в этом. Ведь человеку совсем необязательно все успевать и быть отличником во всем, главное — найти то, что ему близко и интересно, чем он занимается с блеском в глазах!

Иногда приходится слышать мнение, что дети ленивы по своей природе. И если их не заставлять, то и делать-то они ничего не будут. Это не так! Дети активны, любознательны и очень целеустремленны. Вы только вспомните, как усердно малыши учатся ходить. Они падают и встают снова, опять падают, передохнут и снова встают. И нам не приходит в голову сказать: «Ну-ка, не падай! Давай уже иди, а то будешь потом дворником работать…» Нет, мы искренне верим, что через пару десятков падений ребенок крепко встанет на ноги и пойдет. Эта родительская вера — основа успешности ребенка.
Так и с учебой в школе и в любых других вопросах. Наш ребенок хороший, у него есть все для успеха и счастья. Он обязательно найдет себя и свое любимое дело.

Для того чтобы обнаружить свой интерес, ребенку нужно свободное время, игры и «безделье» (не случайно в кавычках). Время проб, ошибок и экспериментов. Только через собственный опыт, через свое «хочу» и «не хочу» он сможет прийти к пониманию себя.
Не составляйте своим детям плотный график на день. Пусть у него будет личное время на игры с друзьями, размышления в одиночестве или чтение.
Отдельно надо отметить, что компьютерные игры и телевизор не приводят к внутреннему пониманию. И их легко можно ограничить до получаса в день.

Я хочу вам пожелать, чтобы новый учебный год был для вас приятным и интересным. Хочу, чтобы вы видели, как растут и взрослеют ваши дети, чтобы вместе с ними с радостью и любопытством вы делали новые открытия в себе и окружающем мире. Ведь основу нашей жизни составляют отношения.
Отношения с близкими, родными, друзьями, одноклассниками, учителями, коллегами и т.д.
И я желаю вам доверительных и теплых отношений с вашим ребенком, веру в него и умение правильно понять и поддержать.