Если ребенок не хочет идти в школу: что делать, основные причины и рекомендации


«Я не пойду сегодня в школу» — такая фраза в спокойной и размеренной жизни семьи для большинства родителей звучит как приговор, как крах всех надежд, связанных со счастливым будущим собственного ребенка. Следовательно, появляется совершенно естественное желание исправить ситуацию, найти выход и вернуть все на свои места. Но как это сделать, как не допустить грубейших ошибок и как сохранить доверительные отношения с ребенком?

Наиболее распространенные действия родителей — это попытка найти виноватых, то есть тех, кто «портит» ребенка, не понимает, не ценит или обижает. В список обидчиков, в первую очередь, попадают учителя, одноклассники, друзья, а также компьютер, социальные сети, телефон и прочие достижения науки и техники.

Окружение на самом деле влияет на поведение подростка и может стать причиной негативного отношения к школе. Но, предпринимая попытки изменить сложившуюся ситуацию, родители зачастую либо сами начинают искать виновных, тем самым негласно поощряя бунтарское поведение собственного ребенка, либо выбирают стратегию запрета и наказаний.

Ни тот, ни другой путь не является конструктивным, так как на первый план выходят желания родителей, а не личностные особенности ребенка и, соответственно, истинные причины поведения подростка остаются не выявленными. Что может быть причиной отказа подростка идти в школу и как найти выход из ситуации, давайте разбираться.


— AD —

Ребенок начинает взрослеть

С детства он ориентирован на ценности, существующие в семье, другими словами, хочет того, чего хотят родители, а к подростковому возрасту родительская мотивация сменяется собственной. Но какое-то время ему предстоит оставаться на распутье: родительские желания отвергнуты, а свои еще не оформились, отсюда ничегонеделание, протест, бунт.

Рекомендации. Ситуация тяжело переживается как родителями, так и самим подростком, поэтому запаситесь терпением и откажитесь от упреков и обвинений в адрес ребенка, научитесь уважительно относиться к его точке зрения и сделайте традиционными совместные поиски минусов и плюсов сложившихся ситуаций. Но при этом останавливайте любые проявления неуважения к себе.

У подростка обостряется восприятие собственного Я

Он очень остро реагирует на любые замечания в свой адрес, болезненно воспринимает сравнение и критику. Желание взрослых «улучшить» ребенка посредством примеров или историй о тех, кто якобы лучше ведет себя, лучше учится или умеет что-то хорошо делать, вызывает прямо противоположную реакцию: «Если они хорошие, значит я плохой! Вот и получайте хулигана и прогульщика».

Рекомендации. Сохраняйте уважение к подростку, никогда не сравнивайте со сверстниками, откажитесь от примеров собственного неудачного опыта. Старайтесь чаще хвалить ребенка за любые достижения. Пусть он до конца не доделал порученное вами дело, похвалите его за то, что он выполнил, а остальное, например, доделайте вместе.

Ребенку неинтересно в школе

Не секрет, что многие дети быстрее одноклассников усваивают информацию, учеба дается легко, они это осознают и вскоре им становится скучно сидеть на уроках. На самом деле такой ребенок хотел бы заниматься, но ни школьная программа, ни учителя по-настоящему не способствуют этому.

Рекомендации. Прежде всего, нужно поговорить с самим подростком, но не тоном обвинителя, а сохраняя доброжелательность и спокойствие. Постарайтесь найти то, что могло бы мотивировать его на дальнейшие действия. Если же ребенок упорно настаивает на своем, то ни в коем случае не стоит при нем ругать школу и систему образования в целом. Поговорите с учителями по поводу возможности загружать ребенка чуть больше, чем остальных детей. Чтобы восстановить интерес к учебе, возможно, будет иметь смысл подыскать школу с более углубленным изучением предметов, которые ему интересны.

Конфликты в школе

Это может быть непонимание со стороны сверстников, борьба за лидерство в классе, конфликт с учителем (учителями). Или наоборот, подросток отказывается ходить в школу, поддавшись влиянию сверстников (конформизм сильно развит у подростков): «Я как все. Все не ходят в школу, и я не пойду».

Рекомендации. Говорите с ребенком, не оставляйте один на один с его мыслями, попробуйте вместе разобраться в ситуации. Не следует сразу и в ультимативной форме говорить, что в школу нужно ходить в любом случае.
Рассмотрите все возможные варианты разрешения проблемы (вплоть до того, чтобы уйти из школы — какие последствия этот шаг может иметь?). Выслушайте позицию ребенка, его варианты того, как он видит ситуацию. Разговаривать при этом с ребенком-подростком нужно на равных, даже если он ведет себя вызывающе, никогда не проявляйте неуважение или пренебрежение его мнением. Помните, что гарант спокойствия и уверенности ребенка в отношениях с окружающими именно вы.

Страхи родителей

Искренне любя и желая своему ребенку всего самого лучшего, родители стремятся его предостеречь от проблем, запугивая и рассказывая страшные истории из будущего: «Если будешь плохо учиться, то всю жизнь тебе дворником работать!» Парадокс заключается в том, что постепенно взрослые сами начинают в это верить и соответственно относиться к ребенку как к будущему неудачнику, будущему наркоману, будущему уголовнику и, не осознавая того, толкать ребенка на неправильный путь, отдаляться от него, лишаться его доверия.

Рекомендации. Определите для ребенка зону ответственности, в рамках которой ему позволено принимать самостоятельные решения, подчеркивайте его состоятельность в процессе реализации целей, хвалите за реальные достижения. В случае неудачи обязательно поддержите. Для ребенка очень важно знать, что он не один, что его понимают и любят.