Этапы развития речи ребенка


Чтобы собрать весомый урожай, садовод трудится изо дня в день. Он знает: упустишь время — многое потеряешь. То же и с речевым развитием ребенка.
Оно проходит несколько этапов, и ни один из них нельзя пропустить.

Важный момент: речь не является врожденной способностью ребенка, она формируется по мере его развития и обучения. Поэтому для малыша очень важен эмоциональный контакт с близкими и особенно с мамой.


— AD —

Мир в ощущениях

До появления осмысленной речи головной мозг должен «созреть». Это произойдет в положенное время (к году) только в том случае, если органы чувств ребенка — слух, зрение, обоняние, осязание — в доречевой период получат необходимый объем информации об окружающем мире. Поэтому замечательно, если родители с помощью игрушек и других средств неустанно вызывают у малыша яркие слуховые, зрительные, осязательные, вкусовые ощущения.

Молочная спелость

Первый этап развития речи ребенка — подготовительный, когда идет настройка речевого аппарата на произнесение звуков, в этот же период у малютки формируется начальная способность воспринимать на слух звуки родного языка. Поэтому так важно с первого дня разговаривать с крохой, петь ему песенки, читать стихи и потешки.
Грудное вскармливание также важно для становления речи. Мамина грудь — не только источник питания, но и «тренажер» для артикуляционного аппарата крохи. Почему не силиконовая соска? Последняя травмирует артикуляционные органы: челюстные дуги, язык, губы.

Бывает, что кроха не хочет засыпать, он излишне возбужден, плачет. Что ж, соску можно допустить на момент засыпания. Уснул? Пустышку долой!
Оптимальный срок использования соски — до появления первых молочных зубов. Как только они прорезались — никакого силикона во рту. за исключением разве что прорезывателей.

Бутылочка для засыпания может принести еще больший вред. Надо понимать, что бутылочка оказывает излишнее давление на нижнюю челюсть, формируя тем самым неправильный прикус.

Гули-гули-гуленьки

Период гуления начинается примерно в возрасте трех месяцев. Именно его принято считать порогом речевого развития.
Кроха может петь гласные звуки, подражая модуляциям голоса мамы: «А-ы-ы..», может издавать звукосочетания типа «гы», «агы», «хы», «дя», «ди».
Если гуление у младенца не появляется ни в 3, ни в 4 месяца, ни в более поздние сроки, или оно очень слабо выражено — это тревожный сигнал.

Должно насторожить и то обстоятельство, что кроха не пытается вступить с вами в эмоциональный контакт: на его личике не возникает радостная улыбка при вашем появлении. Это первые сигналы о возможных проблемах, ребенка нужно срочно показать детскому неврологу.

Детский лепет

Он возникает примерно в 8-10 месяцев. Малыш пытается назвать тот или иной предмет или действие: «мА» (мама), «дя» (дай), «гу» (гулять), «би» (машина), «ле» (алло). Подчеркнем, что лепет напрямую связан с таким важным событием в жизни малыша, как ползание.

Некоторые родители гордо заявляют: «А наш-то не ползал, сразу пошел!» Хочется разочаровать: повода для радости нет.
Скорее всего, у такого ребенка появление речи запоздает и будут проблемы со звукопроизношением, ведь он «перескочил» через один из важнейших этапов развития.
Некоторые малыши в 8 месяцев осваивают даже междометия: «Ай!», «Ой!», «Ай-я-яй!». Отсутствие лепета у 8-12-месячного крохи — сигнал SOS.

Поделись улыбкою своей!

К году малыш все внимательнее вслушивается в речь, у него возникает стойкое слуховое сосредоточение. На материале детских стихов, потешек и приговорок, прочитанных вами, ребенок постигает азы звукопроизношения, он усваивает лексику родного языка.

Учимся, играя

От 6 месяцев до года малыш под вашим руководством уже многому научился. А если речевые занятия проводились «с огоньком», родители совсем скоро услышат и первые слова малыша.
Накопление пассивного словаря идет во время разных игр: «прятки» игрушек, называние предметов, их частей. Ваши слова, все манипуляции с игрушками побуждают малыша к выполнению различных действий. «Посмотри, какой котик. Давай погладим его. Покажи, где у котика глазки? Где ротик, как он открывается? Где лапки у котика, как он выпускает коготки? Как котик умывается? Котик устал, давай его укачаем. А он нам песенку споет: «Мур-р-р.»

Помните об интонации. Ваш голос должен быть выразительным, чувства искренними. Ребенок быстро видит фальшь и отсутствие интереса к игре.
Любая игрушечная машина — повод завести звуковой «мотор»: «др-р-р» с помощью губ и языка. Посмотрите, как забавно это получается у вашего годовичка!
Такие игры полезны для освоения звуков, и скоро вы в этом убедитесь.

Эмоциональный настрой

Обращаясь к ребенку, побуждайте его совершать разные действия, произносить звуки (лепетные слова). «Гулять пойдем?» Малыш в ответ кивает: «Дя!» (да). — «Надо одеться. Где шапочка? Надень ее. А где сапожки?» — «Но» (тут). — «Куда мы идем?» — спрашиваете вы. Кроха радостно хлопает в ладоши и произносит: «Ля» (гулять). Учите малыша махать ручкой: «Пока», кивать головкой в знак одобрения: «Да», мотать головой при несогласии: «Нет».

Всегда помните о своем эмоциональном настрое. Детей привлекают яркие предметы, выразительная речь. Сядьте у зеркала и попробуйте в лицах исполнить, например, «Репку». Первый опыт не кажется вам удачным? Поработайте еще. Стоит постараться ради того, чтобы речевые «всходы» вашего ребенка были дружными!